Горячая пора

ОБРАЗОВАНИЕ Июль - не только время долгожданного отдыха. Для тысяч и тысяч молодых жителей Владимира, это время вступительных экзаменов в вузы, месяц, который может определить всю будущую жизнь.

В течение целого учебного года выпускников волновали вопросы: какую специальность выбрать, в какой вуз поступать? И действительно, эта задача не из легких. Во Владимирской области имеется четыре государственных вуза и 11 филиалов государственных иногородних учебных заведений, а также 11 филиалов негосударственных вузов. Во многих вузах Владимира пора вступительных экзаменов уже подходит к концу.
– Я хотела бы поступить во Владимирский государственный педагогический университет на филологический факультет, – рассказывает Кира Шмырева из Владимира. – Главный экзамен – изложение – я уже сдала на четыре. Это очень хороший результат. 24 июля сдаю литературу, а 27 июля – творческий конкурс. Бюджетных мест всего 25 и 7 из них заняли, видимо, медалисты, а на оставшиеся 18 мест подано 75 заявлений. Но я очень надеюсь, что буду одной из этих 18 счастливчиков.
Специальность "Литература и русский язык" у сегодняшних абитуриентов пользуется огромным спросом, но это ничто по сравнению с тем ажиотажем, который наблюдается во Владимирском Юридическом Институте (ВЮИ) на бюджетные места.

Юриспруденция – самая востребованная специальность 2006 года. По данным ВЮИ, в новом учебном году на очную форму обучения планируется набрать 230 человек. Вступительные экзамены в вузе начнутся 1 августа. Сначала абитуриенты напишут изложение, затем пройдут тесты по истории России, обществознанию и напоследок поступающие сдадут экзамен по физической подготовке.
Желающие выучиться на юриста и адвоката поступают не только в ВЮИ, но и во Владимирский филиал Московского института государственного управления, права и инновационных технологий.
– Несмотря на то, что наш институт открылся только в 2006 году и обучение в нем платное (13 тыс. рублей в год), абитуриенты становились в очередь только для того, чтобы подать документы, – сообщили нам в приемной комиссии вуза.
Абитуриентов привлекает большой спектр предлагаемых институтом специальностей: бухучет, менеджмент, юриспруденция и многие другие:. Популярностью пользуются все специальности, но в особенности юриспруденция. К сегодняшнему дню уже зачислено 20 человек, планируемый набор 30-40 человек.

С каждым годом становятся все более и более популярными такие специальности, как психология и дизайн.
– Набор на дизайнерский факультет уже завершен. Конкурс на специальность большой – 6 человек на место. Ребята все очень способные, поэтому творческий конкурс как профильный экзамен сдают без проблем, – сообщил нам директор Владимирского филиала Столичного гуманитарного института Александр Васильевич Гаврилин. – На другие наши специальности – экономика, психология – конкурс поменьше, 2-3 человека на место. Здесь ребята сдают тесты по математике и биологии. Мы большое внимание уделяем компьютерной грамотности, поэтому в августе состоится проверка знания компьютера среди поступивших.

Для дополнительной страховки абитуриенты порой подают документы сразу в несколько вузов. Маша из Владимира подала документы сразу в два вуза – ВлГУ и ВГПУ и везде в графе специальность написала "Журналистика".
– Я уверена, что если не поступлю в ВлГУ, то пройду в Педагогический. Конечно, в Политехнический университет на бюджетное отделение поступить будет сложнее. Конкурс огромный – 9 человек на место, т.к. два абитуриента автоматически зачислены по результатам игры "Ума палата" и еще два бюджетных места заняли две медалистки. В итоге осталось 5 мест на 46 человек.
В ВлГУ экзамены закончатся 25 июля. Итоги поступления будут известны позже, когда обработают все результаты. Но уже сейчас ясно, что самый большой конкурс здесь – на юридический и экономический факультеты.

Анна ОСИПОВА.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

ПОЛЬЗУЙСЯ!
Можно ли убежать от стресса во время экзамена?

Слово "экзамен" в переводе с латинского означает "испытание". Вот одно из значений понятия "испытание", данное в "Толковом словаре" С.И.Ожегова: "Тягостное переживание, несчастье". В соответствии со значением слова экзамен является источником стресса, как любое переживание, несчастье. Стоит ли противиться этому или все-таки бросить вызов, то есть идти по пути снятия экзаменационных стрессов? Давайте поразмышляем.

Любой человек, тем более творческий, не может сформироваться без решения актуальных для него в настоящий момент задач, а ведь решение новой задачи – это стресс.
Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учиться бороться, но уменьшить его можно.
По мнению многих преподавателей, собеседование – наименее стрессовый метод контроля знаний. И в методических рекомендациях по проведению проверки знаний по физике, химии, истории собеседование утверждено в качестве одной из форм. Собеседование наилучшим образом снимает стресс межличностного общения, закрепляет умение вести диалог, дискуссию. Экзамен становится не только контролирующей, но и обучающей формой. Это положительно влияет на психологическое состояние ученика.
Экзамены – это стресс и для школьников, и для преподавателей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательным и организованным.
Существуют три реакции организма на стрессовую ситуацию, которые ослабляют интеллектуальные возможности организма.
1. Сильное обезвоживание организма. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.
2. Нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий головного мозга. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие – правой. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация частей тела приводит к координации полушарий мозга. В данной ситуации будет полезным упражнение "Перекрестный шаг": имитируем ходьбу на месте, поднимаем правую ногу, согнутую в колене, кладем на нее левую руку, затем поднимаем левую ногу, кладем на нее правую руку. Главное, не забывайте двигаться не быстро, а в удобном вам темпе и с удовольствием.
3. Повышается риск кислородного голодания. Чтобы это предотвратить, нужно выполнить упражнение "Энергетическое зевание". Чем сильнее умственная нагрузка, тем чаще, активнее и сильнее следует зевать.
Как справиться с экзаменационной тревожностью?
1. Если есть возможность, нужно побывать и познакомиться с местом, где будут проходить экзамены. Необходимо выделить наиболее значимые для вас места, отметить достоинства и недостатки. Это важно для снижения тревоги, связанной с чужим местом, чужими людьми.
2. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзаменам, делающее восприятие этого события более спокойным: не "трудное испытание", не "стресс", "крах", а просто "тестирование" или "очередной экзамен".
3. Для того, чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить сами с собою (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат, и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
4. Воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Молодому человеку можно составить "лесенку" ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов, которые приводят к тревожному событию. Например:
– встать утром и выслушать мамины указания;
– сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене;
– поездка на место проведения экзамена;
– рассаживание по местам;
– получение тестовых бланков;
– заполнение бланков – титульных листов;
– решение заданий.
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику и абитуриенту стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации в другую по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще больше детализировать шаги.
Не забудьте, что от стресса можно убежать. Удачи!

М.А.Волкова, Е.В.Звонарева, психологи МУ "Молодежный центр".
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике