Накануне депутатских каникул Госдума приняла поправки в Закон "О защите прав потребителей", существенно облегчающий жизнь всем нам. И, прежде всего, тем покупателям, кто по несчастливой случайности приобрел некачественный товар.

30 дней ремонта – "потолок"

Если потребитель обнаружил брак в покупке, по которой еще не истек гарантийный срок, он имеет право обратиться в сервисный центр. Там специалисты проводят диагностику и последующий ремонт товара. В Законе "О защите прав потребителей" прописано, что недостатки должны быть устранены незамедлительно или в разумный срок.
– Однако у каждого предпринимателя свое понимание этого разумного срока. Чаще всего в сервисных центрах ремонтируют товар от 30 до 60 дней. Но бывало такое, что в гарантийном талоне писали срок ремонта и 180 дней. Не реже встречается и надпись мелким шрифтом "ремонт возможен при наличии запчастей", – рассказывает начальник городского управления по защите прав потребителей Александр Марков.
Раньше выход в такой ситуации был один – заключение с сервисным центром письменного соглашения, в котором и оговаривались сроки устранения недостатков. Но не все потребители об этом знали, и отнюдь не каждый пользовался таким правом. Теперь же справедливость восторжествовала. Депутаты Госдумы установили единый срок для ремонта – 30 дней.
– Думаю, что все сервисные центры будут не в восторге от этого решения. Ведь за каждый день свыше указанного срока они станут платить неустойку в размере 3% от стоимости товара. Кстати, то же касается и негарантийного ремонта. Только в этом случае потребитель платит за ремонт, но срок устранения недостатков остается тем же, – поясняет Александр Вячеславович.
Кроме того, в Закон "О защите прав потребителей" внесены еще несколько важных поправок. Сам закон действует уже 14 лет. Его корректировка происходит по мере необходимости. Последний раз депутаты поправили его два года назад.
Сейчас ремонт продукции – наиболее актуальная тема. Особенно это касается сотовых телефонов. Чуть ли не каждый второй сталкивался в жизни с подобными трудностями. Назрел вопрос и с бытовой техникой. Раньше технику, за пределами гарантийного срока, можно было бесплатно (за счет изготовителя) отремонтировать в случае существенных и повторяющихся недостатков.
– Теперь же, после поправок депутатов, если в технике обнаружены множественные недостатки, неважно – тот же самый дефект или разные – она подлежит не только ремонту, но и замене. Также от продавца можно требовать и возврата денег за некачественную покупку, – говорит начальник управления по защите прав потребителей.

Летом продают салаты с душком

В нынешнем году, по сравнению с прошлым, заметно возросло число обращений горожан в управление по защите прав потребителей. Благодаря специалистам управления потребителям уже возвращено более двух миллионов рублей.
– Иногда для решения проблемы потребителя хватает и телефонного звонка. В некоторых же случаях приходится доводить дело до суда. Но мы просим судебной защиты только тогда, когда на 80-90% уверены в успехе дела. 99% дел мы выигрываем, – говорит Александр Марков.
Управление по защите прав потребителей приняло участие в 130 судебных делах, потребителям возвращено 300 тысяч рублей.
Как только температура воздуха на улице поднялась выше 25 градусов, обманутые потребители зашагали в сторону управления по защите прав потребителей с прокисшими салатами и просроченными молоком и йогуртами.
– Особенно много встречается испорченных салатов с майонезом, которые продаются в супермаркетах и крупных магазинах. Предпринимателям продать-то товар хочется, поэтому часто нарушаются сроки реализации и условия хранения, – рассказывает Александр Вячеславович.

"Левых" мобильников не меньше

С каждым годом некачественных сотовых телефонов на владимирском рынке становится все больше. Юристы управления ведут пять дел в суде, касающихся покупки некачественных мобильников.
– Во Владимире есть две организации по продаже сотовых телефонов, "Бета-линк" и "Связной", которые категорически отказываются решать проблемы на местах. У них есть соответствующие указания от головного предприятия в Москве, – поясняет главный городской защитник прав потребителей.
Данные компании везут телефоны с браком в столичные сервисные центры, лишая потребителя права присутствовать при диагностике, то есть проверке качества товара. Кроме того, предприниматели нарушают закон, когда проводят экспертизу в своих сервисных центрах, тогда как ее должны делать независимые организации (в нашем городе три таких предприятия). В итоге нередко выходит, что брак в телефоне – "не производственный". Якобы мобильник испортил сам потребитель.
Так и не добившись правды в сервисных центрах, покупатель обращается в суд. Специалисты, как правило, предлагают обеим сторонам заключить мировое соглашение, то есть удовлетворить требование истца. Отказываясь от этого, нерадивые продавцы чаще всего оказываются в проигрыше. Сумма материального и морального ущерба в пять раз превышает первоначальную сумму.

Анна ТУМАНОВСКАЯ.
Рисунок из архива редакции.
г.Владимир.

КСТАТИ
Автосалон сам себя наказал

В одном из владимирских автосалонов потребитель приобрел новый автомобиль. Буквально через несколько дней эксплуатации на "семерке" стала отлетать краска. В некоторых местах краска вздулась. Покупатель обратился в автосалон.
В ремонте и замене авто ему отказали, сославшись на подписанный им договор. В документе было прописано, что автомобиль должен стоять в гараже, а не на улице. Потребителю заявили, что якобы не были соблюдены условия хранения машины. Доводы специалистов управления по защите прав потребителей продавцы также не стали принимать к сведению. В итоге дело дошло до суда.
Судебные разбирательства длились год. Итог – автосалону пришлось выплатить покупателю 210 тысяч рублей, тогда как первоначальная стоимость покупки была 115 тысяч рублей.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
Права потребителей за рубежом

В Австрии действуют около 200 законов, охраняющих права потребителей.
В их числе: законы о безопасности пищевых продуктов, об ограничении цен, о недозволенных приемах конкуренции, об обмене и возврате покупки, о компенсации фирмой неудобств, причиненных клиенту.
Во Франции Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг был принят еще в 1905 году. Он до сих пор определяет существо деятельности государственного управления по вопросам потребления.

ЦИФРА НОМЕРА
2500 обращений поступило в управление по защите прав потребителей в этом году.

народный опрос "призыва"
Сталкивались ли вы с бракованной продукцией?

Валентина, работник хлебокомбината:
– Мне кажется, на рынках больше всего некачественной продукции. Недавно купила обувь – развалилась через несколько дней. На замену моего размера не нашлось, и спустя пару недель мне вернули деньги. А еще, опять же на рынке, обвесили. Я проверила покупку на контрольных весах, и мне тоже без скандала вернули деньги.

Сергей, предприниматель:
– С техникой, слава Богу, везло. А вот что касается одежды, то не раз попадался брак, но обнаруживал я его только после того, как приносил вещь домой. Пытался как-то сам устранить дефект, но никогда не менял – не люблю я это дело.

Анастасия, бухгалтер:
– Была несколько раз ситуация с продуктами питания. Но в магазинах продавцы без проблем меняют продукты или возвращают деньги, если есть кассовый чек – может, потому, что покупатель всегда прав, а может, просто сейчас служба по защите прав потребителей работает хорошо…

Владимир Васильевич, машинист крана:
– Не часто, но приходилось. Несколько раз приносил из магазина продукты, а они были испорчены, потому что на витрине лежали. Я никогда не возвращал, но замечания продавцам делал. Но больше, если мне предлагают продукты с витрины, не беру.

Опрашивала Татьяна ЛАПАТИНА. Фото Рудольфа НОВИКОВА. г.Владимир.
Герои нашего "Народного опроса" могут приобрести на память выпуски газеты со своими фото и мнениями, заказав нужное количество экземпляров по телефону (4922) 32-08-34.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике