Как не провалить вступительный экзамен

ПСИХОЛОГИЯ По утверждению психологов, абитуриентам часто мешает не отсутствие знаний, а неуверенность в себе

Совсем скоро выпускников школ ожидает серьезное испытание – вступительные экзамены в вузы. Тем, кто настроился продолжать обучение, нужно знать, как осуществить заветную мечту.

Бесценный опыт – шпаргалки

Понятно, что необходимо учить экзаменационный материал. Но это еще не все. Сколько угодно случаев, когда абитуриент все знает, а грамотно подать на экзамене свои знания не может. Испугался, переволновался – и поступление отодвигается на неизвестный срок. Избежать этого помогут определенные психологические советы.
Первое, что рекомендуют специалисты, – готовиться не "наскоком", а постепенно. В этом деле немаловажную роль играют: шпаргалки.
Тщательно выписанный на листочке бумаги ответ на вопрос экзаменационного билета помогает структурировать материал.
Кроме того, если материал осмыслен, да еще и письменно воспроизведен, в памяти какая-то его часть точно останется. То есть молчать на экзамене как рыба уже не получится.
Хорошо бы также при подготовке составлять таблицы, проводить всевозможные аналогии, развешивать по квартире запоминающиеся картинки.
Другой ценный совет: готовиться к экзамену лучше не поодиночке, а вдвоем-втроем. Правда, в этом случае необходимо помнить о дисциплине и не превратить подготовку к экзамену в вечеринку.
Пересказывая что-либо друг другу, мы тем самым запоминаем гораздо лучше и быстрее.
К слову сказать, все перечисленные методы направлены именно на осмысление материала, а не на его "тупое" заучивание. Это многократно повышает уверенность в себе и позволяет на экзамене произвести впечатление "умного, разбирающегося в предмете человека".
Однако у этого явления есть и обратная сторона.

Слишком большие амбиции – тоже плохо

Если у некоторых самооценка занижена, то у кого-то она, напротив, слишком высокая. Такие абитуриенты, как правило, слабо готовятся к экзамену, думая: "Все равно я все знаю, что-нибудь отвечу".
Такое отношение к себе складывается, как правило, в течение предыдущей жизни: родители с детства хвалили, учителя считали талантливым, сверстники завидовали способностям. В результате человек привыкает к тому, что ему все легко дается, поэтому и вступительный экзамен не кажется серьезным препятствием. Бдительность ослабевает, в итоге – провал. В этих случаях психологи советуют абитуриентам ясно представлять требования, которые предъявляют на экзамене.
Ну а то, что советуют всем выпускникам, независимо от самооценки, – не учить материал в ночь перед экзаменом. Понятно, что соблазн поступить так велик – в нас живет привычка "не откладывать на завтра то, что можно сделать послезавтра". Однако заучивать в ночь перед экзаменом билеты не имеет смысла. Так или иначе у нас наступает так называемое запредельное торможение, когда информация уже не воспринимается даже большим усилием воли. Это как раз тот случай, когда "смотрю в книгу – вижу фигу".
Так зачем же себя терзать всю ночь, а утром идти на экзамен с трясущимися коленками, безумными глазами и без одной умной мысли в голове? Вряд ли на экзаменационную комиссию это произведет приятное впечатление.
Кстати, об экзаменаторах. От их настроя зависит очень многое. Слишком строгие преподаватели порождают у абитуриентов страх. Это чувство, как правило, блокирует умственные способности, и человек не может вспомнить даже то, что знал.
Свои максимальные возможности он может продемонстрировать только в состоянии покоя или, по крайней мере, легкого эмоционального возбуждения. Поэтому если комиссия заинтересована проверить истинные знания абитуриента, лучше его все-таки постараться раскрепостить.

Если вы не знаете ответа

Разберем случай, если на экзамене так "повезло", что вы вытянули тот билет, который не знаете. Если в нем не все абсолютно незнакомо (тогда лучше все-таки поменять билет на другой), то есть неплохой шанс "вырулить" ситуацию.
Для это нужно, во-первых, успокоиться и не впадать в панику.
Во-вторых, надо постараться вспомнить все, что хоть как-то можно отнести к данному вопросу, структурировать этот материал и уверенно идти отвечать.
К этому случаю хорошо подходит идея "барахтающейся лягушки". Она, как известно, прославилась тем, что тонула в молоке, но начала барахтаться и сбила масло, за счет которого и выкарабкалась наверх. Если на экзамене бороться до конца, то можно очень достойно выйти из положения.
Однако "бороться до конца" не означает, что нужно, несмотря ни на что, доказывать комиссии свою компетентность. Это, пожалуй, относится только к тем случаям, когда абитуриент на все 100% уверен в своей правоте.
Но и тогда стоит не "качать права", а вежливо, тактично и доказательно объяснить экзаменаторам свою позицию. Главной здесь должна быть идея диалога, которая наверняка склонит комиссию на сторону абитуриента.
И последний штрих – одежда. Вряд ли она играет решающую роль на экзамене, но все-таки пренебрегать этим не стоит. Внешний вид абитуриента должен быть подчеркнуто деловым.
Элегантный строгий костюм, спокойные тона и опрятность добавят лишний "балл" в его "копилку". Но вместе с тем очень важно, чтобы одежда была удобной самому абитуриенту. Это, опять же, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно.

Если вы все-таки "пролетели"

В принципе, абитуриент должен быть заранее морально готов к тому, что он может "пролететь". Жизнь непредсказуема, и на экзамене может случиться все, что угодно. Предательски отказала память, попался "злобный экзаменатор" и решил всех "завалить", обнаружили "шпоры" и выгнали с экзамена.: Кроме того, не секрет, что сегодня во многие вузы поступают по принципу "заплати деньги и поступай спокойно". В этом случае, кроме денег, вряд ли что-то поможет.
Поэтому заранее необходимо принять идею неравенства в нашей жизни. И это тоже факт. Что называется, не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней.
В любом случае, если вы не нашли свою фамилию в списке поступивших, нужно попытаться понять, из-за чего это произошло. Возможно, сам абитуриент где-то "не добрал". Тогда необходимо учесть этот опыт и идти дальше. Вообще подобные ситуации лучше рассматривать не как провал, а как урок, который нас обязательно должен чему-то научить. Ведь подобные испытания – это, по сути, проверка на нашу устойчивость. Невольно приходит на ум мудрое изречение Фридриха Ницше: "Что нас не убивает, то делает нас сильнее".

Полина СТАДЗИНСКАЯ.
Фото Рудольфа НОВИКОВА.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
В период экзаменационной подготовки родителям и близким людям абитуриента необходимо проявлять особую чуткость.
Очень важно в это время поддерживать его ободряющими фразами: "У тебя все получится", "Я в тебя верю", "Ничего страшного не случится, если ты вдруг не поступишь".
Не следует при этом чрезмерно контролировать процесс подготовки и давить "наездами": "Ты сегодня занимался? Что не выучил?".
Важна и практическая помощь. Если молодой человек не возражает, желательно послушать, как он рассказывает экзаменационные вопросы. При этом можно указать на недостатки и подбодрить. Если есть возможность, помочь при подборе литературы или других методических материалов.
Следует понимать, что для абитуриента в предэкзаменационный период очень остро стоит проблема нехватки времени. Поэтому по возможности нужно освободить его от домашних дел.
Помните, что экзамен – это важный этап в жизни молодого человека. Поэтому в этот период ему необходимы понимание и поддержка.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике