16+

Волшебная картина генерала Григория Лазуна

2 апреля исполнилось бы 85 лет со дня рождения фронтовика, генерала, высочайшего военного профессионала, заслуженного связиста СССР, кавалера пяти боевых орденов Советского Союза и трех иностранных государств, прекрасного командира, педагога, талантливого художника и просто очень доброго человека Григория Павловича Лазуна. Григорию Павловичу посчастливилось дожить до 60-летия Великой Победы. Он долгие годы руководил Центральными офицерскими курсами (ЦОК) во Владимире.
Вот что вспоминает о Григории Павловиче Лазуне нынешний начальник ЦОКа полковник Сергей Ткаленко.

В 1999 году я принял должность начальника Центральных офицерских курсов. Поздним ноябрьским вечером, когда давно опустели коридоры здания бывшей духовной семинарии, в которой размещаются курсы, я по старой привычке, листая рабочую тетрадь, готовился к завтрашнему дню. Работалось крайне плохо. Бывает такое состояние, когда хочешь поработать, но где-то там, в мозгу, засел "червячок". Вроде и нет видимых причин для беспокойства, но тревожно, как будто знаешь, что не виноват, а правым себя не чувствуешь.
Так я мучился, взвешивая все "за" и "против", пока не зазвонил телефон.
– Сергей Михайлович, это Лазун Григорий Павлович.
– Слушаю, Григорий Павлович.
– Ты какое время года любишь?
– Осень,- не задумываясь ответил я. – А зачем вам это?
– Я задумал подарить тебе картину, – как бы извиняющимся голосом произнес генерал, – а что тебе нравится, не знаю.
В кабинете на стене передо мной висела картина с осенним сюжетом. Я вспомнил, что кто-то из заместителей обратил мое внимание на приклеенную к ней табличку : "Начальнику ЦОК-6 от начальника ЦОК-4". Тогда я пропустил сказанное мимо ушей, а после телефонного звонка взглянул на картину другими глазами.
Картина Григория Павловича, невзирая на осеннюю грусть, грела, от нее исходило тепло, веяло чем-то домашним, уютным, действительно, как дымком от незабываемого детского костра. От этого ощущения было настолько хорошо и тепло на душе, что окружающая действительность таяла, улетучивалась. Благодаря мастерству художника я был там, в своем таком далеком и таком теплом осеннем детстве…

Так просидел я минут десять-пятнадцать, а затем занялся делом. Прислушался, а глодавшего меня "червячка" и нет, сгинул. На душе тепло, уютно, как в холодный зимний вечер на теплой печке. Вот те на! Задумался: что же произошло? Все улеглось – сомнения, тревога, виноватость. А почему? Да потому, что, рассматривая картину Григория Павловича, думал о детстве, о маме, о маленькой Родине. А тревога ушла сама по себе.
Посмотрел на картину вновь. Сколько же времени ушло на такое творенье? Месяц, год? И ежедневно или только под настроение работал художник? Говорят, что вдохновение приходит не всегда и не каждому.
Вот качнулся листочек, плывущий по красками написанному пруду, как бы утверждая мою правоту. И послышалось: "Так, так, так", – как прощальное курлыканье журавлей, клином уплывающих в далекую бескрайность.
А совсем недавно я узнал, что Григорий Павлович после фронтовой контузии не видел одним глазом почти 60 лет. Великий человек, великое поколение. Я горжусь тем, что имел возможность дружить и общаться с Григорием Павловичем, прикасаться к прекрасным твореньям его рук и души.

Подготовил
Владимир СОПУНОВ.
Фото из архива ЦОК.
г. Владимир.

СЛУЧАЙ
Как я в ЗАГС на генеральской машине ездил

Когда автор этих строк, будучи еще курсантом, встречался со своей будущей женой Натальей, не знаю почему, пообещал ей, что в ЗАГС мы поедем на черной "Волге". В то время черную "Волгу" имели только два человека в городе: первый секретарь Владимирского обкома и генерал Лазун.
Настало время свадьбы, невеста напомнила об обещании. К секретарю обкома я, понятное дело, не пошел, а вот к генералу Лазуну отважился. Григорий Павлович, несмотря на высокий чин, был простой и доступный человек.
Седой генерал принял молодого лейтенанта, выслушал и одобрительно сказал:
– Молодец, свои слова всегда надо сдерживать!
На настольном календаре записал дату свадьбы – 3 сентября.
Рано утром в день свадьбы я выглянул с балкона пятого этажа. У подъезда стояла черная "Волга". Скатившись по лестнице вниз, я подбежал к машине. За рулем сидел сержант, на мой немой вопрос ответивший:
– Машина предоставлена в распоряжение лейтенанта Сопунова сроком на сутки.
Действительно, большие люди и в мелочах не мелочатся.

Владимир СОПУНОВ.
г.Владимир.

Просмотры: