О лифтах, приборах учета и других вопросах в сфере услуг ЖКХ

РИФЫ ТАРИФОВ В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, а также по сути задаваемых жителями Владимира вопросов по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникла необходимость пояснить ситуацию.

У подавляющего большинства жителей есть осознание необходимости платить за предоставленную услугу. Но применительно к данной теме возникает вопрос – а обязан ли собственник, да и наниматель жилого помещения – оплачивать услуги по обслуживанию лифта, если он живет на первых этажах многоквартирного дома?

Здесь есть юридическая и моральная сторона вопроса.

Сначала о юридической. Статьей 36 ЖК РФ конкретно определено, что входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома: <не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме: лифты, лифтовые и иные шахты:>. А статья 39 этого кодекса прямо определяет: <собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме>.

Об этом же – и решение Верховного суда РФ от 26.05.2005 № ГКПИ 05-558: <Заявление Щ. о признании недействующим абзаца 3 подп. <а> п.3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, оставить без удовлетворения>.

Теперь о моральной стороне вопроса. Если предположить, что граждане, проживающие на первых этажах дома, не будут оплачивать содержание лифта, то у граждан, проживающих на верхних этажах этого дома, возникнет вопрос: а так ли уж сильно нас волнуют проблемы первых этажей и подвальных помещений дома? А проблем здесь более чем достаточно: это и общий вход в подъезд, и основные коммуникации, находящиеся в подвале дома, и т.п. Все это прямо влияет на жизнь собственников первых этажей дома. Автор не понаслышке знает об этих проблемах.

Вывод:
– законодатель прав – оплачивать данную услугу необходимо, независимо от этажа, на котором расположена квартира жителя.

Теперь о приборах учета коммунальных услуг.

Индивидуальные приборы учета в любом случае лучше. Потребитель не только дисциплинирует себя, но и точно знает, за какое количество потребленной электроэнергии, воды, газа он платит.

Автоматически решается вопрос с временным отсутствием собственника (потребителя коммунальных услуг), например, в дачный сезон и прочее.

Здесь есть и другая сторона вопроса. Количество неразрывно связано с качеством. В настоящее время осуществляется работа над законопроектом <О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них>.

В частности, в Федеральной службе по тарифам полагают, что одним из путей решения вопроса тарифообразования будет возможность заключения потребителем типовых договоров с поставщиками услуг, в которых качественные параметры должны присутствовать в обязательном порядке, и права потребителя должны быть расширены.

Вывод:
– установка индивидуальных приборов учета – это не только требование времени, но и гарантия собственнику в соблюдении его интересов, а также установление его нормальных правовых отношений с поставщиками коммунальных услуг.

В заключение – о необходимости включения в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения части денежных средств на выплату единого социального налога (ЕСН) для тех лиц, которые осуществляют услуги и работы по управлению многоквартирным домом (председатель правления товарищества собственников жилья, казначей, слесарь, электрик и т.д.).

До 1 января 2005 года указанные лица освобождались от уплаты ЕСН. Только как быть в той ситуации, когда эти лица не достигли пенсионного возраста?

Законодатель устранил это противоречие. В настоящее время лица, работающие в интересах собственников многоквартирного дома, стали социально защищены. В ряде ТСЖ и, особенно в ЖСК, в платежных извещениях такие выплаты стали проводить отдельной строкой, что и вызывает вопросы к правлению указанных организаций.
В любом случае, прозрачность в оплате по счетам всегда лучше. Только здесь необходимо отметить, что в указанных организациях собственники сами принимают решения о порядке оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Владимир Шумов, главный специалист отдела перспективного развития ЖКХ администрации города Владимира.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике