Не так давно "Призыв" публиковал весь список дошкольных образовательных учреждений Владимира с указанием реализуемых ими программ. По просьбам читателей сегодня мы расшифровываем дошкольные педагогические программы – рассказываем, чему конкретно может научиться ребенок в рамках той или иной концепции.

Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой)
Программа основывается на лучших старейших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей. В рамках программы проходит всестороннее воспитание и подготовка детей к школе, причем адаптированное для каждой возрастной группы детсада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе. Делается упор на режим дня как в детском саду, так и дома. У детей формируются четко определенные знания, умения и навыки.

Программа "Развитие" (Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова)
Это одна из первых программ, возникших как вариант традиционной. Основывается на развивающем обучении с опорой на психологическую теорию о развитии способностей детей именно в дошкольном возрасте. Специфическое отличие от других программ – формирование у детей способов решения познавательных и творческих задач. Основная цель – умственное и художественное развитие детей. Помимо традиционных разделов имеет нетрадиционные -"Выразительное движение", "Художественное конструирование", "Режиссерская игра".

Программа "Радуга" (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик)
Комплексная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста. Основывается на принципах педагогики развития, которая уделяет большое внимание особенностям детской психики на каждом возрастном этапе. Ориентирована на всестороннее развитие и воспитание детей. В отличие от других программ уделяет особое внимание эмоциональному комфорту и радостному состоянию детей. Идет ориентация на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации детской деятельности.

Программа "Детский сад – дом радости" (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова)
Цель программы – всестороннее развитие индивидуальных особенностей ребенка. В процессе развития преодолевается межпредметная раздробленность, в замен предлагается принцип обобщения и интеграции различных знаний. Развивается взаимосвязь между различными видами творческой деятельности – художественной, речевой, экспериментирования, конструирования и т.д. Педагогический процесс представлен подневными планами-сценариями работы на каждый день для каждой возрастной группы и каждого ребенка.

Программа "Сообщество" (К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш)
Идея программы – активное развитие детей, проявление инициативы и творчества. В основе руководства лежит теория и опыт реализации американской программы "Step by step" (Шаг за шагом), идея которой – гуманистическая направленность, уважение личности ребенка, индивидуализация развития каждого ребенка. Программа обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционального развития. Основополагающий принцип – создание в группе детского сада особой развивающей среды, в который есть возможность учитывать особенности, интересы и потребности каждого ребенка в отдельности. В жизнь групп и детского сада в целом активно включаются родители.

Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
В детских садах с этой программой активно формируется звуковая сторона речи, лексико-грамматические компоненты языка и связной речи. Программа характеризуется специфическим коррекционно-воспитательным процессом.

Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева)
Программа формирует у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Воспитывает самостоятельность и ответственность за свое поведение.
Цель программы – сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, общении с животными и ядовитыми растениями. Идет активное приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Программа "Юный эколог" (С.Н. Николаева)
Направлена на формирование экологической культуры у детей в условиях детского сада. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе, к своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Развивается чувственное и эмоциональное восприятие природы. В процессе образования даются элементарные знания о росте, развитии и жизни живых существ и о связи живых организмов со средой обитания.

Программа "Истоки"
Это программа нового поколения, отражающая непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного периода для развития человека. Реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка и детей между собой. Основная ее цель – формирование разносторонне развитой личности в период от рождения до 7 лет. Большое внимание уделяется межличностному общению детей, формированию социальных эмоций, общению со взрослыми. Развиваются умственные способности. Особое место отводится игровой деятельности – игра пронизывает все структурные компоненты программы. Концепция содержит раздел "Эстетическое развитие".

Программа "Золотой ключик" (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова). Программу реализует только один детский сад во Владимире – ДОУ № 100
Программа представляет собой принципиально новую модель начального образования. В детском саду начинается и начальная школа.
Специфическое отличие программы заключается в том, что дети разных возрастов живут и воспитываются вместе, а система отношений между ними строится по принципу большой семьи. Детская игра в дошкольном возрасте признается основным видом деятельности. У ребят более старшего возраста школьные уроки строятся комплексно, совмещают в себе несколько видов знаний. Эта программа в педагогическом процессе предусматривает большое участие родителей.

Программа "Детство"
Универсальная, комплексная система развития и воспитания детей в детском саду, в основе которой лежит классическая и современная дошкольная педагогика.
Задача программы – формирование самосознания, социализация и индивидуализация развития. На первый план выступает воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру. Большое внимание в образовательном процессе уделяется изобразительному искусству, музыке, родному языку и литературе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы – все это определяет педагог по ходу образовательного процесса.

Подготовила Евгения ЦВЕТКОВА.
Фото Рудольфа НОВИКОВА.
г.Владимир.

Все дошкольные педагогические программы, по которым обучают детей во владимирских детских садах, рекомендованы или одобрены Министерством образования РФ. Более подробную информацию о той или иной системе образования можно узнать в детском саду, который ее реализует.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике