Как гласит русская поговорка, кто не успел – тот опоздал. В среду, когда выпал первый серьезный снег, "переобуться" в зимнюю резину опоздали многие автолюбители. Гигантские очереди автомобилистов выстроились у магазинов по продаже резины и у шиномонтажей.

Кто не успел?
Одной из тех, кто катался по свежему гололеду, была ученица автошколы Аня.
– Еще накануне я ездила с инструктором по Владимиру на летней резине, – вспоминает девушка. – Но в среду пришлось буксовать и переучиваться. Не секрет, что управлять машиной в снег и гололед нужно иначе. Садясь за руль, я вся дрожала от страха. Первый раз все-таки по гололеду кататься пришлось.
Ане повезло. Свои полтора часа она отъездила без происшествий благодаря тому, что ее инструктор заблаговременно поставил зимнюю резину.
Но таких дальновидных людей в городе оказалось немного. По словам сотрудника облГИБДД Михаила Маслова, в среду во Владимире произошло аж 50 ДТП! К счастью, жертв не было.
По информации из больницы Красного Креста, куда привозят всех пострадавших, людей, попавших в ДТП, в среду и четверг не привозили.

Как не уйти
в занос?
Уже 30 лет Анатолий Абрамов крутит баранку и не представляет своей жизни без дороги. А она часто преподносит сюрпризы. Вот что он советует – и к Анатолию стоит прислушаться, особенно новичкам:
– Все больше автолюбителей не ограничиваются одним сезоном и предпочитают ездить круглый год. В cредней полосе уже в сентябре вероятны первые заморозки, обледенение эстакад, мостов, холмов. А значит, увеличивается вероятность заносов и аварий.
Шины:
В сильные морозы лед "удерживает" шину лучше, потому что подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда.
Одну и ту же нешипованную шину лучше держит шершавый лед. Хуже – гладкий. Еще хуже бугристый, как мостовая.
Опасное заблуждение автолюбителей, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду.
На скользком покрытии лучше держат шины с мелкорасчлененным, насыщенным рисунком протектора. Особенно хороши эластичные шины радиального типа. Когда нормальное качение шины заменяется скольжением (при торможении с юзом, разгоне с пробуксовкой и т. д.), коэффициент сцепления может снизиться раза в полтора.
На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!
Сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Это справедливо и для льда. Ас, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится – в какие-то мгновения торможения вообще нет.
И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль, нажатой до упора, заблокировав колеса. Колесо, идущее юзом, неуправляемо. Прерывистое торможение, когда на миг ослабляется нажим на педаль, эффективнее, колеса начинают нормально катиться, и к машине возвращается управляемость.
Иномарки
Они все чаще снабжены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Действует она так: если в процессе торможения колесо заблокировано, датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. АБС позволяет водителю сохранить контроль над машиной.
Но эту систему не надо переоценивать – эффективность торможения зависит не столько от нее, сколько от коэффициента сцепления. Поэтому не пренебрегайте шинами по сезону.
Некоторые опытные водители отключают АБС, более необходимую новичкам. Делать этого не рекомендуется: опыт может и подвести.
Полный привод
На полноприводной машине замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково. И если применить их одновременно, замедление останется тем же – ведь оно фактически задается свойствами льда и шин – и только.
На льду предпочтение отдают торможению двигателем, поскольку блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся, даже при частичном проскальзывании, обеспечивает минимум управляемости, машина слушается руля.
Передний привод
Водители этих автомобилей, в той или иной степени освоив технику, часто переоценивают ее. Пока передние колеса создают тяговую силу, машина послушна. Проходя скользкий поворот на переднеприводном автомобиле, сбрасывать газ не рекомендуется.
Велико искушение владельца переднеприводной машины ехать быстро, даже на льду она легко управляется (в отличие от заднеприводной, которая уже на невысоких скоростях начинает "плавать"). Переднеприводная схема приобретает особое коварство при торможении, не свойственное классической. Это стоит помнить всем.

Сколько стоит безопасность?
Во владимирских магазинах по продаже колес не протолкнуться. Сотрудники в поте лица предлагают свой ставший ходовым товар. Как разобраться в этом многообразии и что выбрать для своей "ласточки"?
Однозначного ответа на вопрос: что лучше – "шиповка" или простая зимняя резина – нет. В магазинах продается любая. Шипованные колеса лучше подходят для езды по льду. Обычная предназначена для снега, хотя и это не показатель – в последнее время компании-производители выпускают нешипованную резину, которая по своим техническим и эксплуатационным качествам не уступает шипованной.
Покупка зимней резины – процесс затратный. Оснастить свою машину 4 дисками и резиной для любого автовладельца дорого. По самым минимальным подсчетам, затраты на полный комплект составят от 6000 руб.
Богатые о цене думать не будут и наверняка купят продукцию одного из лидеров шинной индустрии компании Нокиа (не путать с финским телефонным гигантом). Резина этого производителя начинается с 2000 рублей за покрышку. Прибавляйте еще от 900 рублей за диск для иномарки или от 400 рублей – для отечественных авто.
По словам менеджера магазина, Нокиа зарекомендовала себя очень хорошо на российских дорогах. Ей вполне можно доверить свою жизнь.
Однако от аварий все равно никто не застрахован, будь на твоей машине хоть четырежды классная резина, дорога есть дорога. Многое зависит от концентрации и собранности водителя за рулем.

Макс ЕФРЕМОВ.
Фото из архива редакции.
г. Владимир.

ЦИФРА НОМЕРА
50 аварий произошло в среду во Владимире из-за первого снега.

народный опрос "призыва"
А вы уже поставили зимнюю резину?

Владимир, автолюбитель:
– Конечно, поставил. Еще в среду. Очередь у шиномонтажников была огромной, но я все-таки выстоял и получил для своей "девятки" комплект резины. Чего только ради безопасности не сделаешь.

Михаил, водитель:
– Как предприятие посчитает нужным, так и выдаст колеса. А пока на летней гоняю. Боязно, конечно, но деваться некуда, работа есть работа.

Илья, таксист:
– Для спокойствия поставил себе комплект, хотя в принципе люди раньше весь год на одной и той же резине катались – и ничего. Многое зависит от умения и навыков водителя.

Лазарь, военнослужащий:
– Я зимой вообще не езжу. Сегодня просто случай исключительный, поэтому пришлось свою "ласточку" из гаража вытащить.

Опрашивал Макс ЕФРЕМОВ. Фото Рудольфа НОВИКОВА. г. Владимир.

Герои нашего "Народного опроса" могут приобрести
на память выпуски газеты со своими фото и мнениями, заказав нужное количество экземпляров по телефону (0922) 32-08-34.

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Синоптики обещают, что температура воздуха на следующей неделе поднимется до +4 днем и до небольшого минуса ночью.
Настоящая зима наступит в области спустя месяц после первого снега – 26 ноября.
31 октября – День Осия Осеннего. Конец летнего пути. Тележное колесо с осью (осией) до весны расстается.
1 ноября – Проводы осени, встреча зимы.
8 ноября – День Дмитрия Солунского. Если на Дмитрия оттеплеет, и всей матушке-зиме быть с мокрыми теплинами.
Коли Дмитриев день со снегом, то и Пасха со снегом,
Дмитрий на снегу – весна поздняя..

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике