Стукач – это вовсе не профессия. Это состояние души

В России понемногу растет число доносов. Народ с удовольствием стучит друг на друга, сосед на соседа, сослуживец на сослуживца.

Налоговикам жалуются на соседей

Эта тенденция хорошо прослеживается в корреспонденции Федеральной налоговой службы (ФНС) – того органа, куда граждане активно "сигнализируют" о нарушениях законов. По данным ФНС, в марте в центральный аппарат службы поступило 618 обращений, и более чем в 40 из них рассказывалось о выявленных бдительными гражданами нарушениях. Количество таких петиций увеличивается.

По словам и.о. руководителя управления федеральной налоговой службы по Владимирской области Виктора Арефьева, к нему не поступало информации о том, что люди стали чаще обращаться с жалобами.

– Скорее всего, такие данные есть в налоговых инспекциях. А я могу только вспомнить случай, произошедший в области года 2 назад, когда один пенсионер жаловался на другого, что тот всем ремонтирует часы якобы бесплатно. "Я не верю, – говорил пенсионер, – что мой сосед делает это не за деньги", – рассказал "Призыву" Виктор Михайлович.

Руководитель инспекции ФНС Ленинского района города Владимира Татьяна Бондарева сказала, что с подобными "сигналами" со стороны жителей Владимира ей приходится сталкиваться часто. Но поскольку никто никогда не занимался подсчетом таких обращений, сложно сказать, выросло ли количество жалующихся или нет.

– Надо начать с того, что многие службы нередко проводят "горячие линии". Люди могут позвонить по определенному номеру телефона и сообщить о каком-либо нарушении. Что касается нашей организации, то к нам поступает очень много анонимных сообщений, – говорит Татьяна Леонидовна. – Мы их не рассматриваем. Обращение, поступившее от конкретного человека, обычно принимаем к сведению. Однако результаты малоэффективны. Например, вызываем человека и спрашиваем: это правда, что вы квартирантов пустили? Нет, что вы, это мои дальние родственники, отвечают нам. И как тут докажешь обратное? А заявители, конечно, обижаются, мол, мы бездействуем.

Как сказала Татьяна Бондарева, обычно жалующимися людьми руководит зависть или обида. Чаще всего люди "сигнализируют" на соседей, пустивших квартирантов, на знакомого, у которого 6 машин. Бдительные граждане интересуются у чиновников, заплатил ли этот самый знакомый транспортный налог.

Каков начальник, такова и секретарша

С кляузами сталкиваются не только в налоговых инспекциях. Доносительство процветает во многих учреждениях и организациях. Почти в любом коллективе найдется какая-нибудь паршивая овца, закладывающая своих коллег начальству. Умные руководители, правда, не поощряют подобных вещей и усиленно с ними борются. Например, к одному моему знакомому, директору небольшой фирмы, пришел подчиненный и начал "жаловаться" на своего коллегу. Результат этой "доверительной беседы" оказался для кляузника плачевным. Сначала собственный директор заехал ему по физиономии, а затем настоятельно предложил написать "по собственному желанию".

Полковник в отставке Владимир Васильев, живущий ныне во Владимире, в свое время был командиром части. Его заместитель, желая занять место своего начальника, написал телеграмму в Москву: "Срочно высылайте комиссию, в составе которой должны быть прокурор и следователь. Проезд оплачиваю". Кроме того, пожаловался на начальника в Министерство обороны и в военный отдел ЦК КПСС. К Васильеву приехали с проверкой. Факты, о которых говорилось в доносе, не подтвердились. В итоге кляузника приговорили к административной ответственности и забрали партбилет.

По мнению полковника, процветает в коллективе "стукачество" или нет, во многом зависит от начальника.

С этим утверждением согласен и один из сотрудников областной администрации, просивший не называть его имени.

– Вот типичный случай, – говорит он, – начальник и секретарша. Ведь ни для кого не секрет, что многие "особенно старательные секретарши" докладывают руководителю о том, что происходит в организации, о настроениях сотрудников и т.д. Я, например, знаю, какие секретарши у нас стучат, а какие нет. Причем, на мой взгляд, начальник и секретарь, как правило, одного поля ягоды. Если руководитель с гнильцой, он и помощника себе такого найдет – наушника. А если порядочный человек, то и сотрудники у него не будут друг на друга стучать.

Стукачи в себе не уверены

Как утверждает психолог Сергей Цветков, стукачество – это не всегда плохо. Например, за границей, если кто-то увидел, как прохожий бросил окурок на тротуар, то непременно донесет в полицию. Просто за границей так принято: мы платим налоги, пусть полиция работает.

Кроме того, "сигнализирование" можно рассматривать как гипертрофированную форму социальной активности.

Что касается доносительства на бытовом уровне, то психология здесь такова. Как правило, стукач – человек не самостоятельный. Он привык, что ему всегда и во всем помогали родители. Без них он чувствует себя незащищенным, поэтому ищет защиты и покровительства у начальника. Кроме того, кляузник, как правило, коммуникабельно-некомпетентен, он не может объективно оценивать ситуацию. Ему кажется, что его принижают, не замечают, недооценивают и т.д., а других продвигают по службе.

Екатерина ГЕОРГИЕВА.

г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике