В стране глухих

Есть очень редкие профессии. Сегодня мы расскажем о сурдопедагогах, своеобразных переводчиках, связывающих "страну глухих" с остальным миром.

В стране глухих

Есть очень редкие профессии. Порой, на всю область таких профессионалов – единицы. Сегодня мы расскажем о сурдопедагогах, своеобразных переводчиках, связывающих "страну глухих" с остальным миром.

Нам помогают сурдопедагог Ольга Северьяновна Климова и единственный в Коврове сурдопереводчик Татьяна Александровна Миславская. Они работают в Ковровской коррекционной школе-интернате для неслышащих детей.

Интернат

Первую в России школу для глухих детей открыл в Москве меценат Павел Третьяков в XIX веке. Во Владимирской губернии начали обучать таких ребят в Вязниковской школе, открытой фабрикантом Демидовым в 1892 году. В Коврове школа-интернат для глухих детей появилась в 1963-м. Сегодня ее возглавляет Любовь Степановна Павлова.

По соседству – школа-интернат N6 для слабослышащих. Ребятишек 6-7 лет привозят сюда со всей области. Больше на Владимирщине таких школ нет.

Сейчас в интернате живут и учатся 58 воспитанников. Все – инвалиды 3-й группы, у некоторых ДЦП, косоглазие, олигофрения. С 3 до 5 лет малыши учатся во Владимирском детдоме для глухих и слабослышащих, потом здесь. Все в школе, от учителя труда до директора, владеют дактильной азбукой, руками обозначают буквы, понятия, эмоции.

Обучение

Одна из причин потери слуха у ребенка – болезнь матери во время беременности. Например, при краснухе на 90 процентов вероятно, что малыш родится глухим. Дети часто глохнут, если до года их активно лечили антибиотиками. Они постепенно теряют слух к 2-3 годам.

Кабинет Ольги Климовой рассчитан на индивидуальные занятия дактильной азбукой. Словарный запас у детишек порой состоит из нескольких слов. Часто они не знают, как их зовут, сколько им лет.

Обучение начинают с названий игрушек, фруктов, простейших предметов. Постепенно задания усложняются. За 11 лет дети проходят программу 9 классов неполной средней школы.

Объяснить глухому ребенку, как правильно произносится слово (а они могут говорить), сложно. Это часы кропотливой работы. Малыш должен понять, как ставить язык, чтобы правильно произносить звуки. Например, объяснить слышащему разницу между "ш" и "с" просто. А глухому? Педагог просит поднести ладонь ко рту: при звуке "ш" струя воздуха теплая и широкая, при "с" – узкая и холодная. Если положить ладонь на голову, при гласных "а", "о", "у" ничего не почувствуешь, а при "и" начинает вибрировать темечко, ладонь это ощущает.

У глухих очень развита чувствительность рук. Однажды девочка даже в усиливающих наушниках не могла услышать звук. Но когда ладонями дотронулась до колонок, поняла, что он есть.

Слова дети "считывают" по губам педагога. Среди инструментов сурдопедагога – экран, зеркало, вибратор, зонды (чтобы правильно ставить язык), наушники, микрофон, слуховые аппараты. Последние выдают каждому ученику бесплатно, но хранят в школе. Стоят они 2–2,5 тыс. руб. Некоторые родители приобрели на свои деньги импортные, более качественные. Правда, многие стесняются ходить с прибором, объясняются между собой на пальцах или пишут записки.

Родители, выучившие дактильную азбуку, не испытывают проблем в воспитании и общении. А кто ее не освоил, отчаиваются – не могут понять ребенка, теряют с ним контакт. Дети всем делятся с воспитателями и учителями, потому в интернате и живут дружной семьей, учителя становятся вторыми родителями.

Увлечения глухих детей мало отличаются от обычных ровесников. Через наушники ребята слушают музыку, смотрят телевизор, а педагоги – переводят. Особенно любят мультики. Понять телесурдопереводчика детям трудно – у него литературная, сложная и быстрая речь.

Глухие дети любят танцевать! Внимательно смотрят на сурдопедагога, чувствуют ритм и даже вибрацию пола. Работает в интернате одаренный учитель ритмики и изо Ирина Ильинична Мазур. В успехах глухих художников и танцоров ее заслуга.

Где готовят сурдопедагогов

Ольга Климова пошла по стопам мамы, Нины Никаноровны Седовой, которая из 50 лет педстажа 35 отработала в школе-интернате для слабослышащих. Ольга с детства общалась с глухими, освоила дактильную азбуку.

Ольга мечтала стать учителем. Дефектологов раньше готовили только в Московском и Ленинградском пединститутах. В 1982 году Ольга окончила московский вуз.

Сурдопедагог "объединяет" несколько профессий. Как логопед, учит ребенка говорить и слышать. Как олигофренопедагог, учитывает умственные способности. Сурдопедагогу доплачивают 20 процентов к окладу. Он может работать и в обычной школе, преподавать русский язык и литературу до 9 класса.

– Сурдопедагогика тесно связана с медицинской сурдотехникой, – рассказывает Ольга Климова, – нужно постоянно следить за новинками. В интернате техника не очень современная. Нам подарили компьютерный класс. Малыши больше играют на компьютере, быстро его осваивая. Необходимы программы для постановки речи, но они не по карману.

Современные цифровые слуховые аппараты тоже нужно настраивать через компьютер. Нашему ученику, юному художнику Сергею Жаренову подарили в Москве два таких (на каждое ухо) за победу в конкурсе.

После интерната

Ребята поступают в училища, получают рабочие специальности. Девочек уже в интернате учат на швей.

Лучшие выпускники поступают в колледжи. Например, Игорь Громов окончил стоматологический. Две девочки поступили в МВТУ им. Баумана, но сначала в спецгруппе должны получить аттестат о среднем образовании. Талантливые дети обучаются в Санкт-Петербургском восстановительном центре на художников.

Выпускника Алексея Клопова, ставшего известным художником, в школе помнят и гордятся его успехами. Еще один выпускник стал предпринимателем, организовал бригаду из трех человек и ездит в Америку, моет стекла.

О любви…

Общаются глухие люди чаще с такими же, как они. У них общие интересы, увлечения. Они даже семьи создают. Выпускники Марина Бойко и Михаил Мишин сейчас живут во Владимире, воспитывают троих детей. Если у обоих болезнь не наследственная, ребенок рождается слышащим.

А вот Ира Артемьева вышла замуж за обычного молодого человека. И все у них хорошо.

У Татьяны и Юрия Диановых малыш родился глухим, но они к трем годам научили его читать и считать, вместе с бабушкой посвятили себя воспитанию сына.

У глухих все, как и у обычных людей: и любовные драмы, семейные проблемы. А посоветоваться, просто поплакаться – некому. Тогда самыми близкими снова становятся педагоги.

Елена МАЛКОВА.

г. Ковров.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике