Семья должна быть у каждого ребенка

Недавно во Владимире прошла II областная Конференция приемных родителей "Приемный ребенок в семье.

Семья должна быть у каждого ребенка

Недавно во Владимире прошла II областная Конференция приемных родителей "Приемный ребенок в семье. Ребенок как личность. Условное и безусловное принятие ребенка". В ней участвовали почти 100 человек, 77 из которых – приемные родители

Приемная семья – это принципиально новая форма воспитания осиротевших детей. Она была законодательно оформлена только в 1996 году в новом Семейном кодексе. Приемная семья образуется на основании договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Законодательная база

Передача детей в приемные семьи способствует нормальному формированию личности ребенка, развитию его нравственного самосознания.

Уже вступил в силу ряд принятых ЗС области законов, которые значительно улучшают положение этих детей: закон от 17 ноября 2004 года "О государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление губернатора от 16 марта 2005 г. "О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Увеличен размер пособия, выплачиваемого приемным родителям на содержание детей. В бюджет заложены средства на культурно-массовые расходы, на личные нужды и предметы личной гигиены, на создание условий комфортного пребывания детей в приемных семьях, максимально приближенных к семейным.

История вопроса

В конференции принимала участие Н.Иванова, зав.лабораторией профилактики социального сиротства НИИ семьи и воспитания. Она рассказала о становлении и развитии приемной семьи как особой социально-педагогической системы.

Развитие института приемных семей уходит корнями в семейные детские дома, которые в 1996 году были переведены в форму приемной семьи.

В конце 90-х годов в России начали возрождаться патронатные семьи, семейные пансионаты и другие формы семейного устройства детей.

Право ребенка воспитываться в семье – его приоритетное право. Никакое учреждение, каким бы передовым оно ни было, не в состоянии обеспечить ребенку необходимые условия для полноценного развития его личности.

Лучшее в ребенке

Воспитание приемного ребенка в семье – дело чрезвычайно важное, но и очень трудное. Только в близких отношениях с членами семьи дети, чьи судьбы нередко искалечены, могут восстановить утерянные ими когда-то чувства привязанности и любви. Успех воспитания во многом зависит от готовности приемных родителей принять ребенка таким, какой он есть.

Поэтому одной из основных задач приемной семьи является развитие лучших черт своего воспитанника, а не трата сил на борьбу с негативными чертами.

Дети, которые остаются в детских домах, отстают в развитии от своих сверстников, нашедших семью. Это и отставание в психофизическом развитии, и нарушения эмоциональной привязанности к родителям, и расстройства двигательной сферы. Порой дети боятся доверять свои проблемы, с трудом вступают в контакт с другими детьми, могут замыкаться в себе или, наоборот, реагировать агрессивно.

Каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Приемные родители должны выбрать адекватные методы воспитания, которые бы соответствовали требованиям ситуации (поощрения должны служить для подкрепления желательного поведения, наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл).

Наследственность

Проблемы взросления приемного ребенка осложняются ожиданиями проявления его плохой наследственности. Эта проблема всегда очень волнует родителей принимающих семей. Как показали результаты исследования, неблагоприятная наследственность не предопределяет будущее ребенка. Ученые говорят о генетической обусловленной уязвимости детей под влиянием травмирующих условий. Благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения.

В ходе проведенного анализа писем приемных родителей можно сделать предварительные выводы о том, что значительная часть родителей-воспитателей справляется с воспитанием приемных детей. Достаточно успешно решаются проблемы оздоровления детей, их социализации, отказа от многих вредных привычек. Используя индивидуальный подход, приемные родители развивают детей, дают им возможность посещать спортивные секции, театральные студии, музыкальные школы. Пятая часть воспитанников приемных семей имеют или получают высшее образование. Почти половина приемных родителей пишет, что их дети готовы к самостоятельной жизни.

Адаптация к взрослой жизни

В условиях приемной семьи задачи адаптации и подготовки к самостоятельной жизни решаются успешно. Даже строгая статистика по выпускникам приемных семей не будет отличаться от детей из обычных семей (с учетом социально-экономических условий и региональных особенностей).

На Конференции приемных родителей выступила Джин Вуханнан, директор отдела по работе с клиентами и семьями некоммерческой корпорации "Юропиэн Эдопшн Консалтанс". Она рассказала о системе приемного воспитания в США. Их программа помогает 450 тысячам детей в возрасте от младенчества до 18 лет. Уже полвека приемное воспитание занимает центральное место в системе социального обеспечения. Оно полностью заменило в Америке детские дома.

"Круглый стол"

Он был посвящен обсуждению закона Владимирской области от 17 ноября 2004 г. "О государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В обсуждении приняли участие: В.Кузина, зам. председателя комитета по социальной политике администрации области, Т.Ковалева, начальник отдела организационно-правовой работы департамента образования администрации области, Л.Кузнецова, главный специалист, юрист департамента образования администрации Владимирской области.

Обозначены следующие проблемы:

– необходимость обеспечения приемных семей медикаментами;

– обеспечение бесплатным проездом;

– оплата услуг ЖКХ;

– обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из государственных учреждений;

– возможность снятия денег со сберкнижек;

– упрощение системы отчетности приемных родителей за приобретаемые вещи для приемных детей;

– необходимо создание "Резервного фонда" для оказания экстренной помощи приемным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В государственном Банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете более 1200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в приемные семьи. Государство финансирует полное обеспечение и социальную поддержку приемных детей и выплату зарплаты приемным родителям.

По материалам Департамента образования областной администрации

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике