Раньше служил государству. Теперь Христу
Со священником Сергием Чернышевым, клириком Ново-Алексеевского мужского монастыря, я познакомился в День призывника в актовом зале Центральных офицерских курсов. Священник Сергий напутствовал призывников области на службу в Вооруженных Силах.
Отец Сергий когда-то был Сергеем Чернышевым. Родился во Владимире, закончил 8 классов Юрьевецкой средней школы, и сразу после этого поступил в Московское суворовское училище.
Дальше было высшее военное Рязанское воздушно-десантное училище. Лейтенантская служба проходила в Литве, в воздушно-десантных частях. Но всего лишь через год службы Сергей поступил в духовную семинарию.
В 90-х годах проблем с увольнением из армии никаких не возникало, и он ушел безболезненно. Но почему вдруг такой резкий поворот судьбы?
— Переориентация произошла, скорее всего, из-за того, что я всегда интересовался российской историей, культурой, которые неразрывно связаны с православием и его историческими корнями, — рассказал отец Сергий.
В роду Чернышевых никогда не было священнослужителей. Два его деда и вовсе были кадровыми офицерами армии, прошли с боями всю Великую Отечественную и закончили ее на Дальнем Востоке, в боях с Японией. А отец Сергея — бывший кадровый сотрудник милиции.
Отец Сергий считает, впрочем, что он с армией не порвал. Просто служит несколько иначе:
— В Епархии существуют несколько различных отделов, в том числе — и военный. Я — настоятель воинского храма — часовни при областном сборном пункте военкомата. Занимаюсь духовным окормлением военнослужащих и призывников.
Недавно отец Сергий вернулся из командировки в Чечню, где был вместе с Владимирским отрядом ОМОНа. Это была уже его четвертая командировка. Священник рассказывает:
— Бойцы отряда меня считают своим штатным воином. У нас сложились не только служебные, но и дружественные отношения. Возвращаясь домой, мы тоже часто встречаемся.
За время моих командировок в Чечню потерь в отряде не было. Хотя раньше бывали и убитые, и раненые. Но сие от меня не зависимо, все в руках Божьих.
О том, как ведут себя в экстремальной обстановке его друзья и он сам, отец Сергий, рассказывает довольно просто:
— Сам я не курящий. И никогда не курил. На войне тоже не тянет к курению. А вот спиртное в допустимой мере можно себе позволить, даже иногда бывает необходимо. Грехом это не считаю.
Бывают условия, когда человек раскрывается или в плохую, или в хорошую сторону. Плохая сторона часто бывает закрыта. Когда воин находится в боевых условиях и в это время наступил Великий пост, для военнослужащих есть послабления. Особенно — когда они находятся в районе боевых действий. Все, что дают солдату на довольствие, он должен потреблять в пищу. Это не грех. Грех не в том, что в уста, а грех в том, что из уст.
О том, что ушел из армии, отец Сергий не жалеет. Раньше служил во имя государства, теперь — во имя Христа:
— Наша Российская армия — это мышцы на теле государства, а вера — дух, который должен животвориться от физической силы. Так всегда и было в российской истории, были военные священники в армии, которые проявили себя в русско-турецкую, русско-японскую и первую мировую войны.
В этом направлении сейчас идет возрождение, я уже являюсь военным священником не юридически, а практически.
В Чечне, например, чувствуешь себя ближе к Богу. Быстрей происходит переоценка ценностей. В мирной жизни кажется, что жить будешь вечно, на войне погибнуть можешь в любую минуту. Поэтому быстрей приходишь к Богу. Кто-то хочет покаяться, кто-то просто поговорить, чтобы поддержали или окрестили. Поддержка воинов на церковном языке и называется духовным окормлением. Воины платят мне своим дружеским отношением.
Подготовил Владимир СОПУНОВ.
г.Владимир.