победа-60

Тайные полеты нашего земляка

В год 60-летия Великой Победы нам значительнее и ближе становятся подвиги защитников Отечества. Весомый вклад в общее дело достижения победы внесли наши земляки, как труженики тыла, так и фронтовики.

Среди имен знаменитых воинов-земляков мы произносим имя Александра Сергеевича Шорникова – труженика неба, героя-летчика. Он родился 31 октября 1912 года в Вязниках. Закончив местную школу-семилетку, поступил в Тамбовское авиационное училище летчиков Гражданского Воздушного Флота. Годы обучения прошли быстро. По направлению прибыл в Грузинское управление ГВФ.

Выполнял полеты по стране и в государства Ближнего Востока и Африки. Умелого и ответственного пилота назначили командиром авиационного отряда. Война прервала мирные полеты. Экипаж летчика Александра Шорникова включили в особый авиационный отряд для выполнения специальных полетов по заданию Советского Правительства и Генерального штаба.

Начались секретные дальние перелеты из Москвы, Архангельска, Баку. Доставлял в Англию, Иран, Ирак, Египет дипломатические миссии, военные делегации, военных специалистов, различные грузы. Один из специальных рейсов стал началом ряда подвигов, совершенных Александром Шорниковым за пределами Отечества. В обстановке строгой секретности 17 января 1944 года с московского аэродрома в воздух поднялись два военно-транспортных самолета. Ведущей машиной управлял А.С.Шорников, ведомым был самолет пилота Н.И.Лебедева. На бортах машин находилась советская военная миссия во главе с генералом Н.В.Корнеевым. В полетном задании был обозначен конечный пункт перелета – военно-воздушная база английских войск на юге Италии близ г.Бари. Там создавалась советская военно-воздушная база, которая была предназначена для оказания помощи Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ). Секретный маршрут пролегал через Астрахань-Тегеран-Каир-Тунис-Средиземное море. Задание пилоты выполнили. С базы Бари Шорников летал в Боcнию, Сербию, Далмацию, Словению, Черногорию, Грецию, Албанию. Была установлена связь с партизанскими штабами в этих районах, доставлялись вооружение, боеприпасы и бойцы.

Особое внимание и большая помощь оказывалась Главному штабу НОАЮ, возглавляемому Иосипом Броз Тито. В феврале 1944 года Верховный штаб НОАЮ находился в горной части страны, в Боснии, и руководил освободительной борьбой во всех районах Югославии. Сюда 23 февраля на планерах была десантирована советская миссия во главе с генералом Н.В.Корнеевым, которая осталась при Верховном штабе НОАЮ до полной победы над фашистской Германией.

Командование немецких войск в Югославии разработало специальный план по уничтожению маршала Иосипа Броз Тито, Главного штаба, Политбюро ЦК Компартии Югославии, находившихся в горах у г.Дрвада. Утром 25 мая 1944 года противник произвел авиационный налет, а затем выбросил парашютно-планерный десант, перекрыл наземными войсками все дороги и перешел в наступление, окружив весь район.

Окруженные вырвались из вражеского кольца, остановились в горах в местности Купрешково Поле. Но и здесь наседал противник. По совету генерала Корнеева было принято решение об эвакуации всего состава Генерального штаба, политического руководства Югославской демократической республики на советскую авиабазу Бари. По советской радиостанции передали просьбу в Бари и в Москву прислать самолет.

В округе оказалось только одно место, которое можно было приспособить для посадки самолета. Предстояло убрать многочисленные валуны, выровнять рытвины, разместить световые сигналы. Тяжелую работу по расчистке площадки выполняли все, независимо от званий и должностей. Но невозможно было раздвинуть скалы, сделать площадку шире и чуть длиннее. К тому же взлет и посадка были возможны в одну сторону и увеличение пробега самолета грозило катастрофой.

В ночь на 4 июня по приказу Александр Шорников повел самолет в Купрешково Поле. Место посадки в горах оказалось закрытым сплошными облаками. Пришлось долго кружить, ждать просвета в облаках. Когда увидел сигнальные огни, пошел на посадку. В первый рейс Шорников доставил на советскую авиабазу Бари маршала Иосипа Броз Тито, некоторых его помощников и генерала Н.В.Корнеева. И вновь в эту ночь летчик Александр Шорников вылетел в Купрешково Поле. Совместно с летчиками-союзниками вторым рейсом он вывез остальных членов Главного штаба НОАЮ и членов военных миссий. За проявленное геройство при выполнении приказа по спасению Главного штаба НОАЮ и лично И.Б.Тито майору авиации А.С.Шорникову, второму пилоту экипажа Б.Т.Калинкину и штурману П.Н.Якимову были присвоены звания Народных героев Югославии. Отечество также высоко оценило их заслуги – Указом Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года им присвоены звания Героев Советского Союза.

Александр Шорников продолжал смелые полеты в Албанию, Черногорию и другие районы Югославии с различными заданиями вплоть до полной победы над фашистской Германией. Потом, уже в мирном небе, водил самолет по международным маршрутам в Англию, Германию, Польшу. И только болезнь и приговор врачей вынудили оставить полеты, уйти из Советской Армии в запас в 1957 году.

Мы обязаны знать своих героев, гордиться ими, а нашей неостывающей, благодарной памятью сохранять их образы, и в том ряду – образ Героя земли Владимирской, нашей страны и Югославии – Александра Сергеевича Шорникова.

Юрий ЛУКИН.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике