на заметку потребителям
20.01.2005Вычистить и не выбросить
Чтобы химчистка пошла вашим вещам на пользу, а не во вред, надо знать некоторые нюансы
Дубленки, пальто, куртки, костюмы и свадебные платья требуют бережного ухода. В бытовую стиральную машину грязную вещь таких габаритов при всем желании не затолкаешь. Поэтому с ней приходится обращаться в химчистку. Чтобы поход туда не обернулся катастрофой, надо знать и соблюдать несколько правил.
Чистим по правилам
Самое главное – не пытаться самостоятельно вывести пятна на верхней одежде. Такая травля к хорошим результатам не приведет. Но если уж вы пошли на подобный шаг, то лучше признаться в этом приемщику в химчистке. Иначе загрязнение после обработки может заиграть новыми красками.
Не менее важна маркировка. Если ее нет на изделии, то приемщица в химчистке может отказаться принять товар. Объяснение одно – отсутствие информации о режиме химобработки тоже может привести к обратному эффекту. Если же специалисты химчистки все-таки берутся за эту дубленку или пальто, то гарантий на свою работу они не дают.
Бывает и так, что продавцы на рынках "шлепают" левую маркировку, и только после химобработки это выясняется. И тут, как говорится, концы в воду, виноватых нет.
Лучше всего, если маркировка вшита в шов изделия, тогда работник сразу увидит температурные и химические требования.
Чаще всего не дают гарантий в химчистках и на избавление от пятен от вина. По ГОСТУ их вывести нельзя. Только Владимирская химчистка выписывает на чистку таких пятен гарантию, москвичи – не рискуют.
С владимирцами работать удобней
Так, девушка отдала в химчистку свадебное платье. После обработки осталась грязная полоса, видимо, от шампанского. Несмотря на то, что гарантии на обработку не было, фирма сделала повторную чистку, и уже бесплатно.
Еще один примечательный случай. Женщина отдала в химчистку дорогой костюм. После обработки на месте пятен от чернил ткань вытерлась. Владимирской химчистке пришлось выплатить заказчику стоимость костюма, около 7 тысяч рублей, и стоимость услуги.
Специалисты управления по защите прав потребителей говорят, что с местной химчисткой работать гораздо легче, ее руководство идет на компромисс с потребителем, тогда как москвичи вообще пытаются избавиться от ответственности. К тому же столичных предпринимателей для беседы еще надо вызвать, а на контакт с заказчиком они идут нехотя.
Договор дороже денег
Здесь-то и видна важность документа, который закрепляет за фирмой и заказчиком определенные права и обязанности – договора. В нем должны быть указаны юридический адрес химчистки, данные заказчика, вид услуги, описание вещи, ее стоимость, процент износа, дата приема и срок исполнения заказа.
Кстати, о проценте износа. Когда приемщица выписывает заказчику квитанцию, она оценивает одежду. Нередко бывает, что для новой вещи вдруг определяют 80%-й износ. Это сознательное занижение – на случай непредвиденного брака химобработки. Ведь тогда потребитель уже не сможет предъявить претензию фирме. Не согласны с оценкой износа – настаивайте на своем.
Кроме того, приемщица должна предупредить о скрытых дефектах, которые после чистки могут стать заметными. К ним относятся дырочки от моли, запалы от утюга, пятна от пота.
Квитанция выписывается в трех экземплярах, один из которых обязательно остается у потребителя.
И главное. Надо знать, что при потере или порче вещи заказчик может потребовать возмещения ущерба в двойном размере стоимости одежды и возврата суммы, которая ушла на химобработку изделия.
Анна ТУМАНОВСКАЯ.
г.Владимир.
Полезные адреса
Владимирская химчистка "Новость": Манежный тупик, 2. Тел. 32-67-48.
Пункты приема московских химчисток:
Дзержинского, 6а; Верхняя Дуброва, 26; Чапаева, 5; Добросельская, 175.