деньги за льготы

Владимирским старикам электрички по-прежнему доступны

1 января в России началась реформа системы социальных льгот. А как будут защищены интересы льготников? Насколько готовы органы власти к осуществлению этой реформы?

Льготников разделили

В соответствии со 122-м федеральным законом льготники разделены на две группы.

"Федералы" финансируются из федерального бюджета. Это инвалиды и участники Великой Отечественной, члены семей тех, кто погиб на фронте, Герои Советского Союза, России, Соцтруда и полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действий и члены семей тех, кто погиб в горячих точках.

Сюда же входят те, кто служил в воинских частях в годы Великой Отечественной, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, блокадники и инвалиды I, II и III групп, чернобыльцы и приравненные к ним категории граждан.

К "регионалам" относятся ветераны труда, участники трудового фронта и пострадавшие от репрессий в сталинские годы. Забота о них – это обязанность властей субъектов Федерации.

В отношении "федералов" проблема решена. Часть льгот им компенсируется выплатами, а отдельные виды социальных услуг в 2005 году сохраняются в прежнем виде. Это скидки по оплате "коммуналки" и так называемый "социальный пакет", в который входят, в частности, приобретение лекарств по сниженной цене, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте и т.д.

У региональных льготников ситуация несколько иная. В соответствии с законом местные власти сами решали вопрос – сохранять ли им натуральные льготы или заменить денежными компенсациями.

В последнее время власти рассчитали те суммы, которые им следует заложить в бюджеты для "своих" льготников. В итоге получилось не слишком шикарно.

Не все регионы перевели все льготы (кроме ЖКХ) в денежный эквивалент и выдали на руки деньги. Однако эти суммы в итоге оказались несопоставимы с реальной стоимостью услуг по предоставляемым льготам.

Например, ситуация с поездками в пригородных поездах. У федеральных льготников эта услуга входит в определенный законом соцпакет, сохраняется в натуральной форме. Российское правительство заключило договор с железной дорогой, по которому ежемесячный проезд льготника оценивается в 40 рублей в месяц. Почти 15 миллионов россиян – льготники федерального уровня – могут спокойно ездить в пригородных поездах, как и раньше, бесплатно. Они приходят в кассу, предъявляют необходимые "корочки" (удостоверение личности и документ, подтверждающий право на льготы), по которым им выдают бесплатный билет. Можно сразу получить проездной на 1, 2 или 3 месяца.

Региональные льготники должны были с нового года покупать билеты на пригородные поезда полностью за свой счет. Взамен они получали бы компенсацию, куда включена и "монетизированная" услуга за пользование пригородной железной дорогой.

Во Владимире "регионалам" помогли

Часть владимирских региональных льготников, те, кто регулярно пользуются услугами электричек, могла быть ущемлена в правах.

А это ни много ни мало – 185 тысяч человек. Среди них и горожане, и селяне. Выдаваемые им на руки 200 рублей, куда входит и 50-рублевая компенсация за проезд в пригородных электричках, не покрывала бы всех расходов на поездки. Владимирский региональный льготник мог бы себе позволить роскошь раз в месяц проехать от Владимира до, скажем, станции "Новая Жизнь", где у многих сады – и обратно. Не более того. Все остальные – за свои кровные.

Владимирская область пошла, видимо, по наиболее рациональному пути.

29 декабря 2004 года губернатор области Николай Виноградов издал постановление N734, по которому региональные льготники будут платить за месячный проездной билет всего 20 рублей! Власти области заключили договор со всеми тремя железными дорогами, работающими в нашей области, перечислив из областного бюджета первый "транш" разницы в ценах, 10 миллионов рублей, одному только Горьковскому филиалу РЖД. И по сути уравняли владимирских "регионалов" в правах с федеральными льготниками. Теперь владимирские ветераны не чувствуют себя ущемленными.

Если еще в начале января эта ситуация распространялась только до 15 мая, то есть до начала массовых поездок в сады, то уже 12 января, во время нашей "Прямой линии" со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым присутствовавший на ней губернатор обрадовал своих пожилых земляков – эта льгота будет действовать круглогодично.

Что касается региональных льготников – жертв политических репрессий, то для них эти поездки будут и вовсе бесплатными.

Ветеран труда из Владимира Виктор Дмитриевич Графов уже оформил билет на три месяца, заплатив всего 60 рублей. Он просто пришел в кассу владимирского железнодорожного вокзала с необходимыми документами.

Старший кассир Валентина Телянина, конечно, уже знала о подписанном губернатором постановлении и договоре области с железной дорогой. Она продала проездной билет ветерану и сказала нам:

– Все ветераны-регионалы очень довольны льготой.

Если Виктор Графов ездит на свой садовый участок, то ветерану труда из владимирской глубинки Валентину Дмитриевичу Мореву и труженице тыла Лидии Ивановне Беляковой дешевый проездной ничуть не менее важен. У них в деревне нет магазина. Даже автолавка бывает редко. Так что за продуктами минимум трижды в неделю приходится ездить:

– Даже не знаем, как бы мы жили, если бы власти области не подписали договор с железной дорогой и не сделали бы для нас дешевых проездных билетов!

Председатель Законодательного Собрания области Анатолий Бобров, комментируя принятое властями области решение в части проезда региональных льготников на пригородном железнодорожном транспорте, сказал:

– Абсолютно правильное решение. Смотрите, у льготников- "федералов" проезд бесплатный, но он оценен государством в 40 рублей в месяц. Мы в области, по сути, оценили этот проезд во столько же. Нашим региональным льготникам надо оплатить только 50 процентов от этой суммы.

Подготовил Виктор АЛЕХИН.

г.Владимир.

ОФИЦИАЛЬНО

Из Постановления губернатора области Николая Виноградова N734 от 29 декабря 2004 года:

В целях сохранения в 2005 году ранее предоставлявшихся скидок в оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан предоставить право на соответствующие меры социальной поддержки:

– Ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

– Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".

– Ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, получившим удостоверения до 31 декабря 2004 года, по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".

– Лицам, проработавшим в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

– Лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным.

– Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Горьковской железной дороге – филиалу ОАО "Российские железные дороги" – предложено предоставить вышеперечисленным категориям граждан проездные билеты на следующих условиях:

– ветеранам труда, военной службы и труженикам тыла – при условии оплаты ими 20 рублей за месячный проездной билет и 240 рублей – за годовой,

– репрессированным – бесплатно.

Департаменту социальной защиты населения администрации области предписано предусмотреть расходы на предоставление мер социальной поддержки в 2005 году в размере 10 миллионов рублей.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике