Династии

Профессию получила с генами

Так говорит о себе преподаватель русского языка и литературы средней школы № 43 города Владимира Анастасия Рябова

Семиклашки, у которых Анастасия Александровна преподает русский язык и литературу, всерьез называют ее героиней. Понимают, как тяжел и малоблагодарен труд педагога. И она не спорит, считая, что учитель сегодня каждый день совершает маленький тихий подвиг.

С ней я познакомилась на конкурсе “Педагог года-2004”. 24-летняя Анастасия была самой юной, но уже довольно опытной конкурсанткой. Здесь же я узнала, что она – учитель в третьем поколении. Традиция посвящать свою жизнь школе идет в семье Рябовых со времен бабушки и дедушки.

– При этом никто в моей семье не говорил мне, что я непременно должна стать учителем. Эту мысль, как что-то естественное, я впитала с молоком матери и сама ее выносила,- рассказывает Анастасия. – Это как будто было зовом крови…

По стопам бабушки и дедушки

О своей семье девушка говорит с гордостью и восхищением. Бабушка и дедушка Анастасии с самой юности преподавали в одном интернате. На работе они и познакомились, создали семью. Александра Федоровна – сейчас ей уже восьмой десяток – учительствовала с 15 лет. Ее учительская карьера началась во время войны – в те годы она работала воспитателем в детдоме. Позже заочно получила профессию учителя немецкого языка – им и проработала всю свою жизнь.

Дедушка Иван Федорович закончил преподавать только год назад. Долгие годы он работал учителем истории, географии, даже физкультуру приходилось преподавать. А 25 лет своего трудового стажа был директором школы.

– Почти 50 лет своей жизни бабушка с дедушкой посвятили школе-интернату. А это совершенно особое заведение. Там царят домашние, семейные традиции. В то же время работа в интернате – это близкое общение с трудными детьми. Без любви и преданности своей профессии работать было невозможно. Когда я смотрю, как к ним относятся бывшие ученики, которые и по сю пору приезжают к нам в гости, то немного завидую, – рассказывает наша героиня. – Такого беспредельного почтения и уважения к учителям, мне кажется, сегодня уже нет. Хотя не жалуюсь – меня ученики тоже очень любят.

Мама Анастасии, Ирина Геннадьевна Рябова, без малого двадцать лет проработала учителем музыки в детском саду.

– Я убеждена, что страсть к учительству передалась мне на генном уровне. Это желание сидит где-то внутри. Мне сложно объяснить, почему я это люблю, – улыбается Анастасия. – И когда я окончила школу, вопрос о выборе профессии у меня не стоял. Мне оставалось выбрать только сферу будущих интересов: музыка или литература.

Через пять лет Настя закончила филологический факультет ВГПУ. Сегодня ее педагогический стаж – 4 года. Работать в школе она стала уже на 4 курсе университета. Но эти шаги в учительской профессии для нее не были первыми. Еще школьницей Анастасия иногда проводила уроки – учителя доверяли ей эту работу.

В кругу семьи педагоги Рябовы непременно обсуждают жизнь школы. Иван Федорович считает, что в сегодняшней школе утрачено много хорошего. Считает, что за расплывчатыми идеями теряются конкретные знания. На уроке, он говорит, ученик должен учиться, а воспитание должно проходить через предмет и во внеурочное время. Сегодня же в школе все смешалось. Анастасия с дедом не спорит, но считает, что современная школа должна найти золотую середину, где будет место и конкретным знаниям, и воспитанию.

Поэзия и проза

О том, что ей дает работа в школе и почему она беспредельно любит свой, такой немодный нынче труд, Анастасия говорит почти стихами:

– А душу ль можно рассказать?.. Я прихожу в школу, чтобы поделиться с детьми тем, что знаю я, помочь им узнать новое. Важно, чтобы дети рядом со мной хотели быть лучше. Я провожу с ними массу времени – по нескольку часов в неделю – и это время дано мне для того, чтобы сделать жизнь ребенка ярче и интереснее.

Однако полностью романтизировать свою профессию Анастасии не позволяет материальное вознаграждение. Быть учителем сегодня, говорит она, настоящая роскошь, которую позволить себе может не каждый. На заработанные в школе копейки прожить трудно.

– Деньги для меня – не приоритет. Я благодарна своим близким за то, что могу работать в школе. И мой будущий супруг (Анастасия в феврале выходит замуж – прим. автора) понимает и принимает мое желание. О том, чтобы я ушла из школы, он даже не заикается. Спасибо ему за это.

На вопрос, продолжат ли ее дети семейную традицию, отвечает не сразу:

– Я буду рада, если они этого захотят. Однако никакого напора здесь быть не может. В школе можно работать только по призванию.

Педагогическое призвание Анастасии ценят не только ученики, но и коллеги. Коллектив школы N43 решил, что учительский дар Анастасии должен быть оценен на городском конкурсе “Педагог года”. После открытых уроков Анастасии Александровны коллеги интересовались, где она берет таких замечательных детей. На этот вопрос наша героиня с гордостью отвечала: “Разглядываю в них талант и воспитываю”. И пусть участие в этом конкурсе не принесло ей победы – зато приобретен полезный опыт. Ведь самые строгие и верные судьи педагога – это дети. И своим главным учительским конкурсом Анастасия считает ежедневную работу в школе и общение с детьми.

Евгения ЦВЕТКОВА.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике