18+
Погода: +3,7°C
Курсы валют: $00 00

династии

18.11.2004

династии

Работают, как "привязанные"

На шоферском арго так именуют водителей троллейбусов

В недавний День автотранспортника водителей троллейбусов почему-то не поздравляли: раз бензином и солярой не пахнут – значит, не водители?

Когда им невмочь пересилить беду

В Коврове транспортное сословие считается самым мятежным: чтоб отстоять свои права, шофера часто первыми идут на крайние меры.

В период перестройки на неслыханную по тем временам дерзость пошли, например, водители АТП-3: все не вышли на линию, составили стачечную прокламацию и передали в горком КПСС. Номенклатура тогда пошла на уступки: начальника сняли, зарплату повысили.

А когда троллейбусники угодили в трясину реформ, они вспомнили опыт дальнобойщиков и тоже решили своими силами навести порядок.

В середине 90-х годов троллейбусное депо докатилось до ручки: машины разбиты, зарплаты мизерные, а график движения почти круглосуточный, контактные провода где тонки, там и рвались, а новых не было. Край – да и только.

Статус муниципального предприятия не позволял своевольничать с забастовками: как-никак это был в то время основной вид общественного транспорта (спасибо бывшему министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову, который в 1975 году пробил в Правительстве финансирование для единственного в стране троллейбуса в городе, не являющемся областным центром).

Недовольство шоферов, когда зарплату давали в рассрочку – в месяц по крохам, плескалось через край. Слабые уходили, сильные бунтовали против руководителя вчерашнего дня. И тогдашнему директору УТТ Клейману пришлось оставить свой пост.

Крутой маршрут

Тернии дикого рынка в прошлом. УТТ сегодня – стабильное предприятие, где трудятся больше 600 человек, куда выстраивается кадровая очередь, а зарплата водителей достигает 10 тысяч рублей.

Главный инженер Сергей Штафинский, с гордостью показывая владения свои, рассказывает:

– Выстроена газовая котельная, слесари больше не греются у самодельных обогревателей. Для кондукторов и водителей соорудили новый корпус с комнатой отдыха, телевизором, уютные бытовки. Ремонтную базу превратили в сборочный цех: работники УТТ закупают кузова машин, комплектующие и собирают машины.

И при всем этом из городской казны не взято ни копейки – все средства на обустройство из собственной прибыли. Вообще-то по всем действуюшим законам бюджет обязан нести ответственность за содержание МП "УТТ", но в реальности он давно мало чем подсобляет.

По собственному желанию. Семейному…

В троллейбусном депо сохранились и поощряются семейные трудовые династии.

Многие папы и мамы наставляют отпрысков идти в юристы, делать бизнес или, на худой конец, подаваться в компьютерщики. Не так у транспортников: здесь часто ведущей едет за рулем свекровь, а ведомой за нею сноха. Или братья пересекаются на перекрестке и сигналят друг другу фарами. Или сын подкатывает за отцом на остановку.

– Опыт передается из поколения в поколение. Мы дорожим этими семейными династиями и поддерживаем их всячески: не зря народ говорит – когда семья вместе, тогда и душа на месте! – замечает заместитель начальника отдела эксплуатации Алексей Морозов.

И на правом плече профиль лодочный, а на левом – троллейбус анфас

Это мы про главу одного такого семейного экипажа – Александра Балдова. На будущий год 7 марта троллейбусному депо Коврова грянет юбилей – 30 лет. Александр пришел сюда слесарем чуть позже – в 1978 году.

Были у него возможности остаться на сверхсрочную подводником в Северном флоте. Служба героическая и денежная. Хотя и опасная. У него даже атрибут морфлота на правом плече сохранился – тату атомохода с 16 баллистическими ракетами.

Когда Александр демобилизовался, его сразу милиционеры взяли в оборот – давай к нам на работу! На завод оборонный можно было токарем вернуться.

Но он выбрал общественный транспорт со всеми его почти армейскими трудностями – вставать на смену в 4 утра, рисковать на гололедных улицах, лазить с факелом на морозе под машину, переживать из-за ДТП, угождать пассажирам.

Но он все выдюжил и не жалеет, что пришел именно сюда. Недавно еще и старшего сына Николая уговорил поступить на эту же работу. Парень потыркался по различным ООО и ИЧП, хлебнул "кидалова", барского презрения к работнику. А в УТТ его встретили как родного в прямом и переносном смысле: отец и другие наставники всегда приходили на помощь.

Сейчас Николай все маршруты освоил, машину изучил, ПДД чтит, выручку везет и премии получает. А с премиями дела обстоят весьма щепетильно. Вот какой приказ довелось прочитать на доске объявлений: "Снизить размер премии кондуктору N… Основание – излишки выручки 7 рублей 20 копеек".

Грядет "катастройка"?

Кто постарше, помнит, что остряки перестройку так, "катастройкой", называли. Троллейбусное депо сейчас тревожно замерло в ожидании грядущей демуниципализации. Уже официально объявлено, что в перспективе приватизироваться должны все – от ЖКО до УТТ. А там и больницы, школы, детсады. Кому какая польза будет от этого, пока не ясно. Горожане сейчас за 4 рубля ездят, а будут за 5 – как на маршрутках. Попробуй потом единый тариф на перевозки установи.

Шофера же не дураки и понимают, что акционирование у нас чем-то напоминает зулусские танцы – ни правил, ни ритма, ни такта! И естественно, каждый водитель троллейбуса сейчас беспокоится и за свою судьбу, и за судьбу депо в целом.

Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло…

Анатолий ПАРФЕНОВ.

г.Ковров.

Обсуждение закрыто.