Истинный лик Иисуса

Одна из ценнейших реликвий христианского мира - платок Вероники - долго считалась утерянной. В горах Абруццо нашего автора, однако, ожидало открытие.

Истинный лик Иисуса

Одна из ценнейших реликвий христианского мира – платок Вероники – долго считалась утерянной. В горах Абруццо нашего автора, однако, ожидало открытие.

Как выглядел Иисус? Как Джим Кавизель в фильме "Страсти Христовы"? Или как на картинах Дюрера и Эль Греко, в покоях Папы Римского? Но они же никогда не видели Иисуса.

Так как же он выглядел? На этот вопрос есть очень старый ответ – как на платке с "истинным ликом" Христа, которого не видел даже Папа. Говорить об этом в Ватикане сложно. На этом платке – изображение совершенно иного рода. До 1600 года платок хранился в базилике св.Петра императора Константина. Его видели миллионы. Но с тех пор мало кто мог лицезреть эту подлинную икону. В новом Соборе св.Петра за тремя замками хранится другое изображение Христа.

– С течением времени оно сильно поблекло, – сообщил кардинал Маркизано. – Однако оно не только поблекло, но, скорее всего, это подлог, ни одной нормальной фотографии которого не существует. Почитатели иконы Христа поэтому в последнее время отсылались к другому его изображению, находящемуся в ризнице Папы, которое считается самым древним в мире. Так оно и выглядит. Со временем оно стало почти черным, как многие старинные картины, которые писались на холсте темперой.

Но на "истинном лике" Христа нет красок. Прежде чем оно попало в Рим, изображение хранилось в Константинополе, а до этого на Востоке. Сирийский текст VI столетия говорит, что оно будто извлечено из воды и сделано не рукою человека. Когда этот образ попал в Рим, он стал привлекать людей, словно магнит.

В первой половине последнего тысячелетия паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, украшали себя пальмовой ветвью. Паломники же в Рим прикалывали на свои пелерины образ Христа с платка святой Вероники Иерусалимской. Поэтому после Папы Римского Юлия II фундамент нового Собора св.Петра был сделан фундаментом мощного хранилища, где должно было храниться это ни с чем не сравнимое сокровище.

Но в ходе строительства этого здания загадочным образом изображение исчезло из города. Осталась только венецианская рама с разбитым старинным стеклом, которую можно увидеть и сегодня в сокровищнице Святого Петра.

Но сама картина не исчезла. Уже 400 лет самая драгоценная реликвия христианского мира, перед которой Византийский император смел преклонить колена лишь раз в год, висит за хрустальным стеклом в маленькой и долгие часы совершенно безлюдной капуцинской церквушке в Манопелло, городке в горах Абруццо, Италия. Это и есть считавшееся утерянным главное изображение Иисуса. Сегодня, наконец-то, оно открыто заново; оно бледнеет на свете, темнеет в тени, но не исчезает и не портится.

На нем мы видим лицо мужчины с усами и бородой, локонами у висков, со сломанным носом. Правая щека припухла, волоски усов частично вырваны. Если присмотреться, то на лбу и губах розовые, только что затянувшиеся раны. Необъяснимый покой струится из широко раскрытых глаз. Изумление, удивление, ошеломление выражают его черты. Мягкое сострадание. Ни отчаяния, ни боли, ни гнева. Это выражение похоже на лицо человека, только что проснувшегося и увидевшего новое утро. Рот приоткрыт. Видны даже зубы. Если попытаться определить звук, который готов сорваться с этих губ, то это, скорее всего, тихо произнесенное "А". На платке размером 17х24 см изображено лицо в пропорциях, один к одному соответствующих лицу человека.

Невесомая ткань прозрачна, словно шелковый чулок. Вблизи это изображение больше напоминает диапозитив, чем нарисованную картину. На свету оно прозрачно. В тени, без света, оно кажется абсолютно серым. Маленький осколок хрусталя держится справа внизу на рамке картины. При свете электрической лампы тончайший платок становится золотисто-медового цвета – именно так описала лицо Христа Гертруда Хельфтская в XIII в. Потому что только при контрастном освещении на платке появляется лик в трехмерном, почти голографическом изображении, причем с обеих сторон, но только в обратном отображении. Ткань настолько тонка, что кажется, она может поместиться в скорлупу грецкого ореха.

Профессор Виттори из университета в Бари и профессор Фанти из университета в Болоньи на снимках, сделанных под микроскопом, обнаружили, что ткань не имеет следов краски. Только на зрачках глаз волокна слипшиеся, будто их опалил огонь.

Крестьяне и рыбаки Адриатики многие столетия поклоняются этому Святому Лику. Уже 400 лет жители Манопелло верят, что образ подарили им ангелы. Но более вероятно, что среди тех "ангелов" были дерзкие ребята, которые украли реликвию в богатую на авантюрные проделки эпоху Возрождения.

Когда профессор Пфайфер из римского Грегорианского университета впервые решил разобраться с этим делом с точки зрения истории искусств и ранних источников христианства, и доказал, что изображение из Манопелло было исходным для древнейших изображений Христа сначала на Востоке, а потом и на Западе, его коллеги и кардиналы в Ватикане неодобрительно качали головами по поводу чрезмерной фантазии профессора.

Сестра Бландина Пашалис Шлемер, немецкая траппистка (трапписты – члены католического ордена – прим. пер.), фармаколог и иконописец, навела на эту идею профессора уже после того, как задолго до этого обнаружила, скрупулезно проверив, что лицо на платке из Манопелло с точностью до миллиметра совпадает со всеми деталями лица человека на плащанице из Турина по всем размерам и пропорциям, как и по всем ранам, которые видны у распятого на той плащанице, кроме открытых ран на теле.

Всего этого критики подлинности платка из Манопелло никогда не оспаривали. Напротив. Их главное возражение просто: все это нарисовано. Оно слишком тонко, чтобы не быть нарисованным. Глаза, ресницы, мешки под глазами, волоски усов, зубы – все это просто слишком тонко нарисовано, чтобы не выдать руку большого художника. Короче, этот объект – копия других копий с неизвестного оригинала или же с плащаницы из Турина.

Решающий вопрос касается ткани. По своему качеству это мог бы быть крашенный нейлон, если бы эта мысль не была столь абсурдна в отношении ткани, представленной на обозрение 400 лет назад. Хлопок, шерсть, лен слишком толсты. Даже с шелком этого невозможно добиться. Однако монахи-капуцины из Манопелло не позволяют научно и химически исследовать ткань или хотя бы извлечь ее из-под стекла ковчега, в котором платок хранится.

– Нет надобности, – сказал отец Германо, настоятель монастыря. – Наука идет нам навстречу. Она развивается так быстро, что нам остается только подождать.

В Евангелии от Иоанна, в повествовании об опустевшем Гробе господнем в Иерусалиме, говорится о двух платках. Петр и "другой ученик", утром пошли к гробу. "Другой ученик" пришел первым. Он нагнулся и увидел лежащие на земле полотняные ленты, но в пещеру не зашел. Подошел Петр и вошел в пещеру. Он увидел на земле полотняные ленты и налобную повязку с головы Иисуса. Она лежала не вместе с лентами, а поодаль и была завязана. Тут вошел в пещеру и "другой ученик", пришедший к гробу первым. Он увидел все это и уверовал. Жители Манопелло всегда считали платок, хранящийся у них, этой налобной повязкой, хотя на нем не было никаких следов пота.

Пауль БАДДЕ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


http://www.fasady-dla-kuhni.ru изготовление продажа мебельных фасадов
fasady-dla-kuhni.ru