Исчо ни все патеряно

Сегодня – Международный день грамотности. Этот праздник Генеральная Ассамблея ООН придумала в 1967 году, а с 1 января 2003 – еще и провозгласила Десятилетие грамотности.

Больше классики!

Российские ученые этот день считают предупреждением. В России меньше безграмотных, чем, например, в Индии или Африке. Но и нашу страну захлестнула полуграмотность. За последние 10 лет морально-этические нормы жизни были нарушены, и язык, как часть жизни общества, стал неуправляемым. Ненормативная лексика и неконтролируемое вторжение иноязычных слов обрушились с экранов ТВ, со страниц книг и СМИ. С этим предстоит бороться не только школам и вузам, но и всему обществу.

По мнению зав. кабинетом русского языка Владимирского института усовершенствования учителей Виктории Поляковой, раньше дети были грамотнее, потому что больше читали детской и классической литературы:

– Сегодня обучение родному языку происходит в сложных условиях снижения общей культуры населения страны, что не может не отразиться на языковом развитии школьников. По-прежнему невысоким остается уровень практической грамотности учащихся и выпускников школы. Учителей беспокоит бедность и невыразительность речи воспитанников.

Достаточно высок процент учащихся, допускающих ошибки в правописании проверяемых безударных гласных в корне слова. Причем этот показатель в старших классах выше, чем в классах основной школы.

В старших классах наиболее типичны пунктуационные ошибки. Остра проблема речевого оформления творческих работ. Количество речевых и грамматических ошибок в работах учащихся разных возрастных групп является преобладающим.

Главное в изучении русского – системный подход в преподавании и опора на тексты классической литературы.

Звоните – научим

На филфаке ВГПУ третий год на общественных началах действует Служба русского языка. Позвонив по телефону 32-35-35, вы сможете получить ответ на любой интересующий вас вопрос из области русского языка.

Декан филфака ВГПУ Наталья Юдина сожалеет, что языковой уровень студентов снижается с каждым годом:

– Падает речевая культура СМИ, компьютеры вытесняют книги, большим спросом у школьников пользуются "Сочинения для абитуриентов" и публикации классиков в сокращенном и адаптированном варианте.

Уровень языковой культуры – это показатель не только культуры молодежи, но и всего общества в целом. Государство обратило внимание на низкий уровень языковой культуры и создало "Федеральную целевую программу русского языка 2004 года".

– Факультет многое делает для популяризации языковой культуры. На ВГТРК выходит программа "Лексикон", на факультете организованы "Служба русского языка" и лингвистическая экспертиза по защите достоинства и чести и определению корректности рекламы, – говорит декан.

Оставьте ребенка в покое

По мнению учителя русского языка и литературы школы N2 Владимира Татьяны Кузнецовой, врожденная грамотность – это талант, но, как и всякий другой талант, его необходимо развивать:

– Я не считаю, что современные дети стали безграмотнее. Сейчас они более развиты, интересны, менее инфантильны, особенно юноши и мужчины. Если ребенок не вылезает из ошибок, оставьте его в покое. Отслеживать его прогресс – дело учителя.

Еще академик Дмитрий Лихачев сказал: "Сами разработали умные методики, сами преподавайте, а учителя оставьте в покое". Наша жизнь слишком регламентирована, критерии оценок устарели.

У родителей должно быть больше доверия к учителю. Учитель сам разберется с учеником. Если учителя пустили в школу, дайте ему больше свободы.

Елена НИКОЛАЕВА.

г.Владимир.

сказано

Методисты кабинета начального образования Татьяна Авдеева и Таисия Индюкова говорят:

– Научить ребенка писать и читать – задача начальной школы. Чтобы добиться успешности в обучении, необходимо, чтобы были хорошо развиты психические процессы: восприятие, воображение, память, мышление.

Развитием психических процессов (особенно – воображения) должны заниматься в детсаду. Период обучения грамоте в начальной школе продлен до апреля (ранее – 3 месяца).

Дети безболезненно научатся читать и писать, поэтому родителям не следует беспокоиться. Читающие дети до школы могут испытывать трудности в учебном процессе.

ТЕСТ

Хотите проверить свою грамотность? Напишите под диктовку предложение:

"На дощатой террасе близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Фадея Аполлоновича".

Того, кто сделал менее 7 ошибок, можно поздравить.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике