Изложим?

Наш корреспондент решил написать экзаменационное изложение за 9-й класс. И вот что из этого вышло

В школах все строго. Никто не хотел пускать корреспондента в класс. Но отказывали мне обычно по уважительной с виду причине: "У детей стресс, они волнуются, а тут еще посторонний человек будет на экзамене присутствовать!"

Шок и трепет

Если бы не одна знакомая завуч одной из владимирских школ, мне бы так и не удалось написать изложение за 9-й класс.

Экзамен начинался ровно в 9 утра. За полчаса до этого в школу еще никого не впускали. Вдруг произойдет утечка информации! Темы-то изложений были уже известны.

А вот без четверти девять ученики уже расселись за свои парты, и принялись внимательно слушать увещевания учителя:

– Никаких шпаргалок! В комиссии тоже люди, не бойтесь.

Меня восприняли вполне адекватно. Впрочем, ученикам до всяких там журналистов не было никакого дела – все мысли об экзамене.

Пробило 9 утра. Учитель с выражением читает текст. Ученики слушают внимательно, но спокойно. Я же на второй минуте повержена в ужас. Ничего себе рассказик! Описаний-то сколько! Да я и слова некоторые в первый раз слышу.

Это, между прочим, после пяти лет учебы на филфаке. А за партами сидят 9-классники. Может, их уже надрессировали? Может, они научились воспринимать такие сложные и огромные тексты с умными лицами? Ведь весь этот текст вопроизвести надо. А ведь учитель имел право прочитать его только еще один раз.

После первого прочтения нам ставят задачу – набросать планчик:

– Выстроить логическую цепочку текста, – уточняет учитель и "на минуточку" выходит за дверь. Дети, как юные копперфильды, мгновенно достают шпоры. Я понимаю – им действительно не до посторонних.

У них – шпоры, у меня – навык

Учительница вернулась. Начала читать текст во второй и последний раз. Я полна зависти: "У них-то "шпоры", а у меня что?".

Но злиться некогда. Надо как-то запоминать содержание текста со всеми витиеватыми подробностями.

И тут неожиданно нашлось решение. Я почти дословно успеваю записывать за учителем этот злосчастный текст. И не потому, что та медленно читает. Это благодаря профессиональным навыкам – работая в газете, я научилась быстро записывать за людьми, едва ли не каждое слово сокращая до буквы.

Строчу как могу. Ручка дымится. Когда наконец эта сумасшедшая гонка за словом заканчивается, я облегченно вздыхаю: "Ух, хоть не опозорюсь теперь со своим филфаком".

Авось, пронесет

Мозги расслабились: подумаешь, только на чистовик переписать. Но гляжу в черновик, и обалдеваю. На листке какие-то непонятные каракули. Да тут меня еще просят удалиться. Я, оказывается, чем-то смущаю учеников.

Но я все же твердо решила – изложение допишу. Пусть на подоконнике или в учительской – не важно. Интересует до жути, какой будет оценка.

Около часа я убила на то, чтобы разобраться в своем почерке. Ученикам на изложение отводится 4 часа. Перед тем, как приступать к работе, они предупреждены – есть два варианта написания. Можно подробно, с сохранением авторского стиля, а можно кратко, но с таким творческим заданием, что мало не покажется.

Я, кстати, выполнила его неправильно. За что и получила 3 балла. Зато грамотность оценили на "5", а содержание на "4". И на том спасибо.

Учеников же стало жаль: они маленькие, не умеют писать так быстро, да и словарный запас у них поменьше моего (надеюсь). Однако меня уверили, что у них будут хорошие и в большинстве даже отличные оценки за это изложение.

Заветная книжечка

Сразу после экзамена разговаривала с преподавателями русского и литературы. Они честно признались:

– Такая форма экзамена, как изложение, – далека от идеала. В любой книжной лавке легко приобрести так называемый "Сборник текстов по русскому языку", где и представлены рассказы для изложений. Текстов очень много, все не выучишь. Но один из них точно будет на экзамене.

Сборники меняются раз в 3-4 года. Время подготовиться есть. Да и сами учителя занимаются с детьми по этим книжкам. Пару раз в месяц они пишут по ним изложения. Вот почему у учеников не было шока. Да и "шпоры" у них были тоже из этих сборников – выдранные листы.

Проверка памяти?

Но не только поэтому учителя не жалуют изложение как форму выпускного экзамена по русскому. Во-первых, тексты, как правило, очень сложные. Во-вторых, что они призваны проверить? Объем памяти? Ведь грамотность в данном случае уходит на второй план – это не диктант.

Зато приходится судорожно записывать текст и не менее судорожно вспоминать то, что записать не успел. Гораздо продуктивнее, полагают преподаватели, были бы сочинение или диктант.

– Те, кто за изложение, исходят почти из собственных интересов, – поделилась одна учительница. – Изложение, как правило, пишут лучше. При хорошей подготовке и натренированной памяти это не так уж сложно. Оценки получаются приличные, и учителю не стыдно за детей.

А при плохих показателях именно он будет виноват. Но вопрос в том, чего мы хотим добиться экзаменом – хороших оценок или выявления знаний по языку?

Вопрос – нужно ли в качестве экзамена писать изложение -дискуссионный. Наши учителя сколь угодно долго могут между собой спорить. Но решение о форме экзамена принимается на государственном уровне. В областном центре только вынимают из лототрона конверт с указанием конкретного текста. А уж дети пишут то, что им велят.

Изложение писала Полина СТАДЗИНСКАЯ.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике