16+

Своя колея

Своя колея

Морской музей в Гороховце живет на деньги основателя

Поднявшись на второй этаж гороховецкого универмага, в отделе мебели вдруг упираешься взглядом в стеклянную дверь с табличкой "Музей природы". Его хозяйка – кандидат биологических наук, гидробиолог Ольга Герасимова, несмотря на хрупкий вид, хорошо знает, что такое семь футов под килем.

На штурм Москвы

Оля родилась в семье геолога и детского врача в Гороховце, но через 9 лет стала жительницей Забайкалья. К концу школы точно знала, что станет биологом. Но биофак Горьковского университета им. Н.Лобачевского встретил строго (как недальновидны бывают преподаватели!). Недобрав одного балла, Ольга в Читу не вернулась, а решила переждать год в Гороховце. Устроилась на завод токарем. И лишь потом был МГУ.

Учёба оставила массу впечатлений. И сегодня Ольга Владимировна строит работу своего биологического кружка на принципах, исповедуемых в знаменитом Клубе юных биологов зоопарка. Любимым её местом стала Беломорская биологическая станция – одна из трёх, где студенты проходили практику. Любовь к Беломорью повлияла на то, что Герасимова выбрала кафедру зоологии беспозвоночных: здесь она могла изучать морские организмы. А после окончания университета поехала в Мурманск, в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии.

По морям и океанам

В лаборатории, где стала работать Ольга, выращивали мидий и морскую капусту. Жить приходилось на побережье Баренцева моря. Туда не было дорог, добираться можно было только морем . Причём судно не могло причалить к берегу. Когда приходил срок, участники экспедиции должны были разглядеть его на рейде и подплыть к нему на катере. Как-то зимой катер оказался сломан, рация разбита, стояла полярная ночь. Учёные люди сидели в своём щитовом домике втроём, с одной керосинкой, макаронами и позапрошлогодней солониной. Ближайшим населённым пунктом была погранзастава в 15 километрах бездорожья по тундре… Пережили и это.

Потом работала на Белом море. А вскоре Герасимова поступила в очную целевую аспирантуру. На целых три года можно было вернуться в любимую Москву. Диссертацию Ольга взяла по Белому морю. Этот большой водоём был перепахан ею вдоль и поперёк. Вернувшись в институт, Ольга приступила к работе в отделе Северно-Западной Атлантики. Здешние специалисты трудились в районе Канады -Ньюфаундленд, Лабрадор.

А однажды судно "Артемида" с научной группой около трёх десятков человек пересекало Атлантику по диагонали. Герасимова как трофолог (представитель современной науки о пище и питании) должна была определить место в трофологической цепи глубоководной маленькой рыбки – светящегося анчоуса. Промышленников интересовали колоссальные запасы этого представителя морской фауны. На экспедицию возлагалась задача установить, кого ест анчоус, кто ест его и что будет, если начать интенсивную эксплуатацию этого запаса, пострадает кто-нибудь при этом или нет.

186-суточная экспедиция прерывалась двумя заходами – в Монтевидео и на Канарские острова. Так что с Канарами Ольга Владимировна познакомилась куда раньше, чем новые русские. Своей цели экспедиция также достигла.

"Русский" краб и международный спор

После закрытия своего отдела Герасимова работала над интересной темой – камчатский краб в Баренцевом море. Ещё в самом начале 60-х годов биолог Юрий Орлов обосновал возможность переселения этого ценного обитателя дальневосточных морей на новое место жительства. Краба лет десять перевозили поездом, затем пересадили в самолёт. Потом чуть ли не на три десятка лет наступило затишье – видно, не прижился как следует, условия не те. И вдруг в 90-е годы произошёл биологический взрыв: краб пошёл, да ещё как! Но тут запротестовали норвежцы. Дело в том, что взрослые особи движутся против течения – в Норвегию. А что это означает, потомкам викингов хорошо известно. Обитающий здесь родственник камчатского краба – литодес, попадая в сеть, перепутывает её настолько, что снасть можно потом выкидывать, да и сам краб задыхается без вентиляции, так что пользы никакой, один убыток. Но если литодес ходит в одиночку, то камчатский краб – стадами. Дело до межгосударственного конфликта дошло: Россия пыталась получить с норвежцев какие-нибудь деньги за то, что им такого драгоценного морского обитателя прямо под нос доставили. А те от краба открещивались: "Да не нужен он нам, везли-то без нашего на то согласия!" В отличие от нас северные соседи называют краба "русским". Поскольку запас у России с Норвегией общий, начать промысел можно было только после взаимного соглашения. Только в конце прошлого года Москва перестала возражать против промышленного лова полутораметровых гигантов норвежцами.

Занимаясь крабом, Ольга Владимировна активно сотрудничала с норвежцами, приезжала в эту страну, обменивалась материалами. А однажды попала в Скандинавию на Всемирный симпозиум, посвящённый основному компоненту планктона – колянусу. С красотами Норвегии познакомились: два дня плыли на пароме вместе с богатыми иностранными пенсионерами-путешественниками мимо неповторимых фьордов и многочисленных островов, где скалы по своим очертаниям напоминают троллей-великанов. Удалось побывать и в Бергене – на родине композитора Эдварда Грига.

Чудо морское
за два рубля

"Время измеряется не протяжённостью, а количеством событий". Выведя для себя такую формулу, Ольга Герасимова в 1999 году решила изменить свою жизнь и отправилась в Гороховец. Это её стараниями появился не виданный здесь доселе музей природы, где сокровища морских глубин мирно соседствуют с наземными растениями в зимнем саду и с экзотическими представителями фауны. Посетить его можно всего за два рубля.

Юные биологи из её кружка уже дважды поднимались на вторую ступеньку пьедестала Всероссийской экологической олимпиады. А теперь её ребятам поручено провести инвентаризацию в Чулковском дендропарке – Герасимова в начале этого года возглавила Гороховецкое школьное лесничество. И, конечно, всегда будут ждать юные любители природы новых экспедиций, в которых они вместе с Ольгой Владимировной изучают птиц, редкие растения края, пойму Клязьмы.

Музей Герасимова содержит на свои деньги. В местной газете его открытие было объявлено одним из событий года. Несколько раз переселяясь, теряя экспонаты, гибнущие от мороза, Ольга Владимировна тем не менее нашла в себе силы сохранить его, превратив в своеобразную научную лабораторию. Сюда тянутся ребята, работают с микроскопом, изучают литературу в обширной библиотечке, ухаживают за черепахами и экзотическими тараканами, за растениями, могут провести для посетителей экскурсию. Сейчас вот подключаются к проекту "Внимание, черепаха!" Нижегородского экологического центра "Дронт".

И череда интересных событий в жизни Ольги Владимировны продолжается. В первые дни марта она побывала в Санкт-Петербурге на симпозиуме работников естественно-научных музеев, посвящённом 100-летию русского естествоиспытателя Василия Докучаева. А значит, о маленьком музее, держащемся на энтузиазме его руководителя, узнали далеко за пределами Гороховца.

Светлана ПАЙКОВА,
Фото Ирины Прокопчук и Александра Павлычева.

г.Гороховец.

Просмотры: