От экскаваторов до икон

Таким оказался творческий путь ковровского художника Валерия Тихомирова

В начале 90-х американцы, прибывшие на выставку Ковровского экскаваторного завода, организованную в одном из штатов, с почтительным придыханием произносили имя главного заводского дизайнера. Облик землеройной машины, эстетика кабины и особенно товарный знак вызвали всеобщее восхищение. А насчет техники отозвались политкорректно: "Однако, копает".

Дизайн – моя религия!

Валерий Александрович Тихомиров – человек, как говорится, " с искрой божьей". На всем длинном жизненном пути ( сейчас ему 64 года) стремился проявить эстетические способности и проповедовать золотое правило – "в жизни все должно быть красиво!" В техникуме транспортного строительства в юности был первым чертежником и "товарищем оформителем". В армию попал на остров Русский, и там его талант сразу "вычислили": "Ну-ка, наведи, солдатик, гламур в наглядной агитации!" В хабаровском вузе, который оканчивал после службы, тоже был первым студентом и его "стильные" чертежи сильно продвинули машиностроение. Но сколько ни путешествовал в юности "до самых до окраин", всегда в Ковров его тянуло, на родину.

Приехал и сразу напросился на экскаваторный завод. Тоже переходное и реформистское было время: "пятилетку качества" на дворе объявили. Директор КЭЗа Юрыгин пригласил его создать с нуля и возглавить "бюро эстетики". Дело как раз по нему: только твори! Под своим началом Валерий Александрович тогда собрал три десятка лучших дизайнеров и художников. И до того невзрачная серо-черная землеройная машина приняла совсем другой облик, вскоре пошел интенсивный спрос на продукцию. Где теперь все его ученики ? Чего спрашивать: капперестройка всех вышибла из "командной" игры. Правда,талант не пропадет, кормятся помаленьку рекламными вывесками, картинами, поделками всякими – тем и живут. А как сам "господин оформитель", где он?

Балы, красавицы, "восходы", вечера

Валерий Александрович после завода перешел недалеко – в Дом культуры имени Ленина, заводской же. И всем красивым в нем сейчас очаг культуры обязан главному художнику. Оформление сцены перед каждым масштабным мероприятием, украшательство интерьера, реклама – все лежит на его плечах. Если это подростковое шоу "Ранний восход", то надо рисовать восходящее солнце без протуберанцев на нем: молодым всегда светла у нас дорога! Если новогодний бал, то шампанское льется рекой: элита гуляет на широкую ногу! Выставки-ярмарки требуют особого колорита: тут "Кубанские казаки" вспоминать надо и отображать графически товарное изобилие.

Всегда художник пытается угадать сокровенный смысл этих "тусовок" и добиться парадности. В будни кропотливо работает над благоустройством громадного дворца, готовит витражи, стенды, декорации. Дом культуры старый, с псевдогреческими колоннами, а внутрь войдешь – всюду полет художнической фантазии виден, душа радуется. Но подлинные шедевры – иконы – Валерий Александрович все-таки не на работе творит, а в домашней обстановке.

"Игра в бисер"

Известен спор двух иконописных древних школ – Андрея Рублева и Феофана Грека. Извечное противостояние надежды и трагизма в изображении святых ликов – еще древние богомазы о том меж собою ссорились. Тихомирову рублевская манера письма ближе: столько разлитого добра и снисхождения к "рабам божьим" в его работах. А икон Тихомировым уже больше сорока написано. И техника исполнения редкая – "под бисер": каждой точки в орнаменте надо не меньше десяти раз кистью коснуться – титанический труд. И получаются полотна, где будто рассыпаны пригоршни разноцветного жемчуга. Замирают перед ней случайные зрители в оцепенении и восхищении. Пока все работы находятся в его домашней коллекции, и любуются ими друзья да знакомые. Но уже готовится в Ковровском городском музее его первая персональная выставка, вот тогда имя этого живописца по-настоящему прогремит.

Есть просто мистические полотна. Вот, к примеру, изображение Христа Спасителя с зелеными, как изумруды, глазами не раз задавало загадки.При его созерцании множество зрителей в экстаз приходило – видения одолевали, знамения всякие, вздрагивали гости от этих неожиданностей. Есть, значит, таинство.

Вознесение Христово художник по-своему отобразил. Сказалось конструкторское "пространственное мышление" – высь и земная твердь максимально разорваны, что точнее евангелическую мысль отражает. Заглянет прихожанин в храм, упадет взор на главную икону – вот тебе и божественное умиротворение.

Есть у Тихомирова мечта: включить Ковров в "Золотое кольцо" России. Вполне, кстати, сбыточная: живописных древних храмов в городе хватает, надо только расписать и украсить их заново. Вот он и кладет в это дело свой "первый камень": кропает темперой по ночам свои творения, пока все прочие домочадцы телевизор смотрят. Он как конструктор твердо знает – его работы столетья проживут: технологию изготовления и покрытия " вечным составом" живописец досконально изучил.

Кстати, ответом на прощальный вопрос – "об атеизме" – Валерий Александрович, уютно расположившись под сенью вымпела " Ударник коммунистического труда" и своих эскизов , вообще "срезал":

– Хожу в церковь, хоть и не молюсь истово. В одном храме колокольню сам расписал, молельную комнату в больнице украсил. А и раньше к духовным "ликвидаторам" причислен не был, в гонителях "не отмечен, не состоял". Но тут как-то попался на пыльном складе в руки " Моральный Кодекс строителя коммунизма". Увлекся, полистал – ба, да ведь почти все с Евангелия списано! Внушает.

Анатолий Парфенов.

Фото автора.

г.Ковров.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике