своя колея

Во Владимире живет Мальтийский рыцарь

Орден Мальтийских рыцарей, возникший более 900 лет назад, существует до сих пор. И не только существует, но и активно действует, в том числе и в России. Во Владимире орден представляет пока один рыцарь – Иван Альгашев

За пропаганду традиций Ордена Альгашев был награжден крестом Мальтийских рыцарей.

– Это означает, – сказал Иван Михайлович "Призыву", – автоматическое членство в этой организации.

Главная заслуга Ивана Альгашева – он наладил взаимодействие между двумя самостоятельно действующими в России ветвями Ордена. А в 2001 году по инициативе Ивана Альгашева ВГТРК снял фильм "Тайны Мальтийского ордена".

Русский император Павел I был Великим магистром Мальтийского ордена благодаря оберкамергеру графу Джулио Литте. Могила графа была найдена современными рыцарями Ордена при помощи Ивана Альгашева. Мы встретились с Мальтийским рыцарем Владимирщины.

– Какие цели ставит перед собой Орден в России?

– Пока, кроме поддержания традиций и пропаганды рыцарства, никаких. Девиз Ордена – "За веру и всеобщее человеколюбие." Благодаря этому Мальтийский орден в отличие от других сохранился до наших дней.

Во времена Крестовых походов члены Ордена ставили перед собой цели борьбы с неверными и создание госпиталей, уход за больными. Время внесло коррективы. Теперь борьба идет за души подрастающего поколения. Цель Ордена – воспитывать и прививать в молодежи истинно рыцарские качества: благочестие, великодушие и порядочность.

– Как конкретно вы это делаете?

– В двух детских садах я провожу уроки рыцарства. Это не сухие лекции. Иногда – игра, иногда – спектакль, иногда – урок рисования или труда. Мои воспитанники теперь по крайней мере имеют представление, как следует себя вести истинному рыцарю и настоящей даме.

– Но так любого педагога можно в ваш Орден записать.

– Нет. Стать членом древней и некогда могущественной международной организации может далеко не каждый. В рыцари посвящают либо по праву наследования, либо за труды во славу Ордена.

– Что может быть общего у России с западной и католической по сути организацией?

– В ХVIII веке Орден испытывал тяжелые времена. Он был покрыт позором из-за трусости своего прежнего магистра Гомпеша, который сдал Наполеону Мальту. Ни один из государей не подал в то время иоаннитам (другое название рыцарей Мальтиского ордена) руку помощи. А Папа Пий Шестой, осудив Гомпеша за сдачу Мальты, заявил, что земные дела иоаннитов его не интересуют.

В тяжелое для Ордена время его поддержал император Павел I. В 1798 году он принял на себя звание Великого Магистра Державного Ордена св. Ионна Иерусалимского. Регалии и святыни Ордена, спасенные рыцарями, оказались в Петербурге.

– Как православная церковь на это отреагировала?

– Став Великим Магистром, Павел I в вопросах веры повел себя осторожно. Специальным указом к Российскому католическому приорству прибавил православное и во всем советовался со Святейшим Синодом.

Он показал пример христианской любви и помощи. Но, не желая отступать от основ веры, он отдал православному отделению Ордена главенствующую роль. Орден был переориентирован на православие, чем вызвал гнев Папы.

Павел не мог бросить Орден в беде. Как выразился один из исследователей политических договоров России того времени барон Бруннов, "Павел I смотрел на это учреждение, как на школу, где дворянство Европы должно черпать чувства законности и чести".

– И с тех пор Орден прижился в России?

– Не совсем так. Сын Павла I, Александр, став императором, не решился принять корону Магистра. Он принял лишь звание Покровителя. В дальнейшем, распустив Орден, Александр I награждал дворян рыцарскими крестами, как военными наградами. И только на закате царствования это прекратилось.

В 1817 году Мальтийский орден в России был объявлен несуществующим. И хотя рыцари продолжали в России госслужбу, бывший Протектор способствовал возрождению католической ветви на Западе.

Но корона, отправленная в Европу для будущего Великого Магистра, была копией. Это свидетельствовало о том, что главенство над Орденом оставалось за Россией. Кроме того, по существующим правилам Орден можно возродить полностью только там, где он был распущен.

В 1913 году Великий Князь Александр Михайлович воссоздал православную ветвь Ордена. Она и сейчас имеет представительство на Мальте.

Есть и другая организация потомков российских Мальтийских рыцарей. При советской власти все они существовали на Западе и только недавно стали обосновываться в России.

Православное приорство Ордена Мальтийских рыцарей представлено в России двумя отделениями. Одно из них возглавил граф Алексей Бобринский – потомок царской фамилии. Центр находится в Москве.

Другой ветвью руководит барон фон Раден. Обе эти организации вышли из той, которую воссоздал в начале века Великий Князь Александр Михайлович.

Фон Раден – родственник шведской королевской фамилии и потомок одного из Мальтийских рыцарей. В Швеции он возглавил командорство, признанное в Европе. Он предложил Санкт-Петербургскому Дворянскому собранию из потомков дворян-рыцарей воссоздать организацию в России. Возглавил ее Сергей Медведев, почетный предводитель петербургского Дворянского собрания.

– Как вы на них вышли?

– Медведев знал о фильме, который был снят при моем участии и по моему сценарию. "Тайны Мальтийского ордена" – не только об истории ордена, но и о пребывании во Владимире Павла I. У Золотых ворот, в здании бывшей почтовой конторы, где сейчас магазин стройматериалов, по утверждению историков, ночевал со свитой император. Здесь же на время была размещена императорская походная церковь.

За киноверсию и за серию научных работ на эту тему в 2001 году я получил от приорства графа Бобринского серебряную медаль "За веру", а от приорства фон Радена – Мальтийский крест и звание рыцаря.

Когда я узнал, что мои собратья по Ордену в Европе ищут место захоронения оберкамергера графа Джулио Литте, то подсказал им искать могилу в Царском Селе. И не ошибся. Память об этом человеке священна для рыцарей – во многом благодаря ему Орден получил поддержку императора Павла I и выжил.

– На Владимирщине вы – единственный представитель Ордена?

– Пока да. Но, возможно, скоро во Владимире по приказу фон Радена будет функционировать филиал русского православного приорства. Я уже отправил в Санкт-Петербург представление на принятие в Орден нескольких владимирских подвижников.

2 февраля за пропаганду рыцарских традиций в послушники Ордена были приняты Владимир Фомичев и Игорь Морозов. Оба – руководители военно-исторических клубов. (О Владимире Фомичеве "Призыв" рассказывал в декабре 2003 года. Английские фаны рыцарских обычаев приняли братьев Фомичевых в рыцари и предложили им выбрать имена реальных исторических персонажей. Владимир взял имя графа Норфолка, род которого угас в XIII веке. Но, по мнению Ивана Альгашева, это рыцарство, в отличие от мальтийского, ненастоящее. В Англии возводить в рыцарское достоинство может только монарх).

Таинство посвящения происходило без свидетелей, очень торжественно. Прежде чем стать послушниками, оба прочитали клятву. Я, по обычаю, коснулся мечом плеча каждого. Их кандидатуры еще не утверждены фон Раденом, но они уже разработали программу действий по популяризации духовно-нравственного наследия Ордена. Главная наша задача – возродить в России традиции русского православного приорства.

Галина БОРИСОВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Из досье "Призыва"

Иван Михайлович Альгашев – потомок русских дворян по женской линии. Родился во Владимире в 1959 году в семье ссыльных. Детские годы прошли в Княгинином монастыре (когда-то бывшем административном здании монастыря жили репрессированные семьи, высланные из столицы).

За интерес к истории Ивана Альгашева рекомендовали в Свердловскую специализированную школу-интернат с историко-литературным уклоном. После ее окончания, в 1978 году, Иван поступил на работу на "Автоприбор".

В том же году поступил на филфак Владимирского пединститута. После выпуска кем только не работал: сотрудником обкома профсоюзов, учителем школы, музейным работником, методистом в областном детском турцентре.

Во Владимирском Епархиальном Управлении сначала возглавлял научный отдел, а с 1994 по 1999 год – православные школы при благочинии тюремных храмов.

За религиозное просвещение награжден медалью Даниила Московского. Сегодня Мальтийский рыцарь наших дней – педагог дополнительного образования в детском саду.

Женат, имеет сына.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике