16+

будь здоров

будь здоров

Рак – не судьба, а диагноз!

Около 7 тысяч владимирцев сегодня живут с диагнозом "рак". В областном центре это заболевание по степени распространенности замыкает тройку "лидеров". Городской онколог Олег Канаев ответил на вопросы нашего корреспондента.

Личное дело

Канаев Олег Владимирович. В 1998 году окончил Ивановскую государственную медицинскую академию по специальности "лечебное дело" (семейный доктор). Интернатуру проходил во Владимирском областном онкодиспансере. Здесь с тех пор и работает хирургом-онкологом.

Приговор –
не приговор?

– Узнав о том, что врач поставил диагноз рак, многие пациенты впадают в уныние. Это все равно, что приговор…

– Вовсе не так! Практически при всех онкологических заболеваниях выживаемость после лечения в начальных стадиях составляет более 90 процентов.

– То есть рак успешно стали лечить?

– Конечно. То, что ранее считалось безысходным, теперь успешно лечится. По крайней мере процесс приостанавливается.

– Что-то революционно новое в лечении появилось, дающее надежду вылечить всех?

– Основными методами лечения по-прежнему остаются хирургический, лучевой и лекарственный, или их комбинации. Модефицируется характер операций, появляются новые методики лучевой терапии. Например, при лучевом облучении применяются радиомодификаторы. Препараты вводятся в организм. Они накапливаются в органе, пораженном опухолью, и потом проводится облучение. Эффективность такого лечения заметно повышается.

Появилась масса новых препаратов, позволяющих добиваться излечения наших больных. Однако в ближайшем будущем надеяться на появление чудо-таблеток не приходится.

– Люди какого возраста чаще заболевают раком?

– Среди 1112 владимирцев, у которых онкозаболевания впервые выявлены в минувшем году, трое – в возрасте до 14 лет. Наибольшее количество впервые выявленных больных в возрасте от 60 до 69 лет. Таких – третья часть.

– Насколько успешно лечатся сегодня онкозаболевания? Есть ли такие, лечение которых не представляет сложностей?

– Все зависит от морфологической структуры опухоли, от стадии заболевания, возраста пациента и других факторов.

Можно однозначно сказать, что эффект лечения возможен, если болезнь выявлена на ранней стадии. Что касается видов онкозаболеваний, то, к примеру, рак кожи излечивается и на 1-й, и на 3-й стадии.

Если это рак, который не дает метастазов, то смертельных исходов вообще не бывает. Современные методы лечения, используемые в нашем диспансере, позволяют добиваться стойкого излечения. Немало пациентов, пролеченных много лет назад, наблюдаются у нас до сих пор. Они живы и относительно здоровы.

– О причинах заболевания раком сегодня никто определенно сказать не может. А как с наследственностью?

– Наследственная предрасположенность существует. Генетики выявили протоонкогены в геноме человека, отвечающие за проявление болезни в будущем.

У последней черты

– Врач обязан сообщить человеку, что у него рак?

– Врач должен быть тактичным. Я всем своим пациентам, как правило, сообщаю диагноз. Исключение – запущенная форма болезни, терминальная стадия. Однако, если больной настаивает, то он имеет право знать все.

И еще одна важная деталь. Нужно менять менталитет общества по отношению к больным раком. Как сказал главный онколог России, академик РАМН Виктор Чиссов, рак – не судьба, а диагноз.

Почему-то в нашей стране сложилась странная практика, когда больной о своем заболевании узнает последним, а первыми – близкие. Это неправильно! Больной должен быть готов к назначаемому лечению, знать перспективы своего выздоровления.

– Не так давно во Владимире появилась специальная выездная бригада хосписа. А нужен ли сам хоспис?

– Нужен и не один. За 2000 год удельный вес впервые выявленных больных с запущенными формами (терминальной стадией) составлял 20,6 процента, в 2001-м – 20,1, в 2002-м – 24,6.

– Почему так поздно выявляют?

– Дело не только в недостатке диагностического оборудования в местных поликлиниках. У нас дефицит докторов, особенно квалифицированных. К сожалению, не все врачи, к примеру, рассматривая новообразования на коже, могут распознать признаки предраковых изменений.

– А можно воспользоваться услугами нетрадиционных методов диагностики?

– Не стоит. Даже наши специальные методы иногда не позволяют точно сказать, злокачественная опухоль или нет. Это может сделать только квалифицированный онколог.

Пока не пришла беда

– Что делать, чтобы не стать вашим пациентом?

– Вести здоровый образ жизни. Наблюдать за собой. Если у вас есть какая-то патология, то стоит регулярно наблюдаться у специалиста, проходить профосмотры.

– Есть ли группы риска?

– Конечно. Их определяют условия жизни, труда, сопутствующие патологии организма. Существует ряд заболеваний, при наличии которых человек должен регулярно наблюдаться у лечащего врача. А при необходимости пройти дообследование.

Александр КЛЫГИН.

Фото автора.

г. Владимир.

Просмотры: