“Призыв” принимает экзамен

В канун школьных выпускных экзаменов наша газета организовала экзамен по русскому языку. Тест по нормативам Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) взялись сдать несколько смельчаков.

ИСПЫТАНО НА ДРУГИХ

"Призыв" принимает экзамен

В канун школьных выпускных экзаменов наша газета организовала
экзамен по русскому языку. Тест по нормативам Единого
Государственного экзамена (ЕГЭ) взялись сдать несколько
смельчаков.

Час ЕГЭ в нашей области не пробьет как минимум еще год. Этим
летом его сдают в 47 регионах страны. А вот в 2004 году,
возможно, и наша область присоединится к эксперименту. А уж с
2005 года ЕГЭ станет единственным и обязательным для всех
выпускников. С его помощью будут оценивать не только школьные
знания. Результаты тестов станут мерилом для поступления в высшие
учебные заведения страны.

Эксперимент продолжается не первый год. Но страсти вокруг
тестовой системы не утихают и поныне. Одни утверждают, что она
поможет покончить со взяточничеством в вузах, а головастые
детишки из глубинки реально смогут претендовать на места в МГИМО
и МГУ. Золотые медалисты узнают истинную цену своих медалей.

А скептики полагают, что напротив, это не даст результатов, а
лишь усложнит жизнь выпускникам и преподавателям.

Мы решили не просто выслушать точки зрения школьников и их
родителей, педагогов и вузовских преподавателей. Мы предложили им
самим поучаствовать в эксперименте. Пусть даже понарошку, но
оценить себя. А вам, читателям, рассказать о своих впечатлениях.

Вечером минувшей пятницы в нашем компьютерном центре собрались
добровольцы. Предварительно мы купили диск с программой ЕГЭ на
2002 год. Наши инженеры установили умные программы в чрево
"писюков".

Начали. В идеале экзаменуемые должны ответить на несколько
десятков вопросов, к которым предлагаются варианты ответов.

Нужно еще и написать рецензию на текст в полстранички.
Максимально возможное количество баллов – 100. Если набираете
хотя бы 70, это отличная оценка. Программа создана так, что
оценивать ваши знания человек не может – только машина выдает
результат и информирует о правильных и неправильных ответах.

На мониторах первые вопросы. "Подопытные" на мгновенье
задумались. Через несколько минут они уверенно стучали по
"клавам" компьютера…

Испытать себя вызвались:

1. Александр Сергеевич Куликов, замдиректора по науке
Владимирской школы N13. В 1977 году он окончил филфак нашего
педуниверситета. В школе преподает русский и литературу уже 26
лет. Имеет высшую для педагога квалификационную категорию и 14-й
разряд. Издал книгу, авторскую программу о преподавании
литературы в старших классах. Сегодня пишет кандидатскую
диссертацию "Духовно-нравственное становление ученика на
традиционных для русской культуры этических ценностях".

2. Юля Рыбакова из владимирской средней школы N19. В этом году
она закончила девятый класс. Юля – не отличница и не призерка
олимпиад, не специально отобранный вундеркинд, а просто хорошая
ученица.

Не прошло и часа, как задания были выполнены.

Итак, впечатления испытуемых. Сначала слово школьнице, ради
которой вся эта штука с тестированием и придумана:

– Юля, сложные вопросы попались?

– Непростые. На экзамене по русскому вопросы другие, попроще. Но
тем не менее, отвечать на вопросы единого экзамены мне было
несложно.

– Легче пройти тест или вытянуть билет и сдавать школьный
выпускной экзамен, а потом – еще и вступительный в вуз?

– Я бы предпочла тест. Он интереснее.

– О чем был вопрос, который больше всех понравился?

– О частях речи. И второй, где нужно исправить пунктуационную
ошибку.

– Как думаешь, стоит вводить тестирование для всех или оставить
выбор: хочешь – тестируйся, не нравится – сдавай выпускные, а
потом вступительные экзамены?

– Стоит ввести тестирование для всех по всем предметам.

Теперь слово преподавателю:

– Александр Сергеевич, насколько сложен тест по русскому языку?

– Тест всеобъемлющий в сравнении с вопросами билетов выпускных
экзаменов. В билете обычно два вопроса по двум разделам русского
языка. Чтобы пройти тест, нужно знать все разделы. Мало
разбираться в орфографии, морфологии и пунктуации. Требуются
знания по орфоэпии, строению слова, фонетике, стилям и типам
речи. Мало того, тест предполагает написание рецензии.

– Что это дает?

– Можно реально выяснить уровень лингвистической подготовки
выпускника и его реальную грамотность.

– То есть, в отличие от экзамена с билетиками наудачу, это не
лотерея?

– Сдавать экзамен с помощью теста намного интереснее. Тем более,
если предварительно не представлял, что за вопросы в тесте.
Выпускнику школы придется крутить мозгами, "шурупить" и
демонстрировать уровень своей подготовки. А билеты школьник знает
заранее, включая ответы на них. И все это можно просто зазубрить!

– На ваш взгляд, можно ли набрать максимальную сумму баллов –
100?

– На выполнение теста отводится 3 часа. Я думаю, что найдутся
такие ребята, которые смогут набрать 100 баллов. Для удачного
прохождения теста нужно иметь хорошую память и интеллект.

– С введением тестовой системы учителю будет сложнее работать?

– В какой-то степени нет. Не придется готовить дидактический
экзаменационный материал. А вот ученику, напротив, придется
проявлять больше самостоятельности.

– Кто больше выиграет от введения тестов?

– Польза будет и учителю, и выпускнику.

Подготовил Александр КЛЫГИН.

Фото автора.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике