образование

Учеба "на дистанции"

Почти полтора века назад знаменитые английские университеты озаботились образованием британских подданных из отдаленных колоний. Достойный выход из положения был придуман: все жаждущие знаний смогли обучаться "по почте".

Пришло время, и наше гуманное советское правительство воспользовалось гнилым буржуйским методом, чтобы обучить практически без отрыва от производства многочисленных трактористов, оленеводов и доярок. Вечером после работы "заушники" корпели над контрольными, которые отсылали в вуз, и два раза в год представали пред светлые очи преподавателей. Надо сказать, что последние никогда заочников не любили.

Теперь Интернет сделал возможным образование дистанционное. На первый взгляд, разница между дистанционным и заочным обучением ничтожно мала: обычную почту поменяли на электронное "мыло". Но это изменение дало возможность превратить образование поточное в индивидуальное.

Традиционные заочники, которых до сих пор хватает в наших вузах, учатся по единому учебному плану, сдают контрольные и сессии одновременно. И спрашивают, например, с молодой мамы, у которой ребенок отнимает все время, точно так же, как с бывшего школьника, просто не сумевшего поступить на дневное отделение…

Дистанционное образование – совсем другая история. Теоретически дистанционным студентом может стать любой человек, вне зависимости от возраста, места жительства и базового образования. Единственное условие – регулярный доступ к Интернету и возможность заплатить за курсы. При некотором количестве упорства можно получить полноценный диплом западного вуза, имея "постоянным местом жительства" город Кимры. Схема действий проста: достаточно выбрать университетский курс и перечислить деньги по указанному адресу. После этого студент получает пакет учебников и может приступать к обучению.

По содержанию дистанционное образование больше всего напоминает пресловутое "второе высшее" или "курсы повышения квалификации" (хотя вполне можно найти курсы "с нуля"). Например, Международный институт менеджмента ЛИНК, один из крупнейших российских провайдеров дистанционного образования, предлагает около двадцати различных курсов, в том числе по подготовке МВА. С другой стороны, очень многие университеты предлагают курсы "для души" – по искусству фотографии, каллиграфии или вышивания крестиком. Но самое интересное – это форма. В терминологии дистанционного образования вообще нет понятия "поток". Большинство студентов учатся индивидуально, а те, кому необходимы общение или легкий дух соперничества, – в on-line-классе. Время и место для занятий, их интенсивность и собственно программу обучения ты создаешь сам, находя компромисс между своими возможностями и объемом материала. Никто не заставит тебя изучать "основы безопасности жизнедеятельности", если ты хочешь стать специалистом по славянской филологии. Или заниматься весь семестр тем, что ты в состоянии усвоить за пару месяцев. Но если какое-то время было упущено из-за болезни или командировки, всегда есть возможность "притормозить", потому как просто пропустить тебе никто не даст (сравните с ситуацией в обычном вузе, даже с дневным обучением).

У каждого "дистанционного" студента есть преподаватель-консультант, задача которого – отвечать на вопросы, проверять контрольные работы и консультировать при подготовке к экзаменам. Естественно, общаться с личным преподавателем ты будешь исключительно с помощью Интернета или по телефону.

Но несколько тысяч километров между студентом и преподом не делают дистанционное обучение легким. Поскольку западные вузы, практикующие дистанционное обучение, очень следят за "весом" своего диплома на рынке, тебе не удастся поймать халяву. Преподаватель просто не позволит перейти к следующему разделу, пока не отчитаешься за предыдущий. Кстати, "мыльное" обучение гораздо более объективно, чем обычное – здесь практически отсутствует личностный фактор. Преподаватель часто не только не знает вашего имени (все тесты вы сдаете под регистрационным номером), но и тем более не осведомлен о ваших дрэдах или пирсинге.

Также нужно забыть о библиотеках и традиционных учебниках. Большинство дистанционных вузов предпочитают сами выдавать студенту всю необходимую информацию. Сразу после зачисления студент получает комплект CD с текстами лекций, задачниками, практикумами и заданиями для самостоятельной работы.

Естественно, что дистанционное образование значительно дешевле традиционного. Из стоимости традиционного автоматически вычитаются деньги за аренду учебных помещений, за свет и воду в них и за учебное оборудование. При этом "дистанционный" диплом ничем не отличается от обычного – форма обучения просто не указывается.

Единственная реально существующая проблема дистанционного образования – идентификация студента. Как определить, кто отвечает на вопросы теста – сам студент или нанятый "ботан"? Именно эта "неопределенность" студента мешает повсеместному введению полностью дистанционного образования. И именно поэтому получить сам диплом "мылом" не удастся – большинство программ предусматривают хотя бы одну обязательную очную сессию с традиционными экзаменами.

Ирина ИВАНОВА.

Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике