тайны ремесла

Таксист – профессия бесполая

Личное дело

Ирина Куликова, водитель такси. Родилась в Сибири, к нам неожиданно для себя переехала четыре года назад.

14 лет играла в оркестре русских народных инструментов, лауреат многих конкурсов. Тренер, мастер спорта по пауэрлифтингу.

Любит скорость, кофе песни Розенбаума, сериалы "Бандитский Петербург" и "Кодекс чести".

Когда-то на женщину за рулем смотрели, как на цирковых медведей-мотоциклистов. Мужчины еще воспринимают дам в кабине трамвая и трактора, но стоит только женской ножке выжать педаль сцепления автомобиля, как вслед несутся обидные слова: "Женщина за рулем машины – обезьяна с гранатой". А женщины тем временем прекрасно адаптировались на дорогах и потихоньку стали осваивать "чисто мужские" профессии.

"Да это же подросток!"

Редакционная машина подскакивала на выбоинах. Въехав в поселок РТС, мы поплутали в поисках офиса "Мастер-такси", где нас должна была ждать Ирина. У входа никого не было. Я отправилась на поиски. Водитель не уезжал – в этом районе вечером в одиночестве ходить не рекомендуется.

Железная дверь с замком, без вывески.

– Здесь ее нет. Посмотрите внизу, – сказала девушка, принимающая звонки на базу. Ага, вот и Ирина, машет из машины. Наш водитель удивленно шепчет: "Да это же подросток!"

Часто ее так и воспринимают клиенты. Их вводят в заблуждение спортивный стиль одежды, кепка козырьком назад, сигареты. Ирине это выгодно. Она не афиширует принадлежность к слабому полу в целях безопасности. Да и в жизни ничто и никто не заставит ее надеть юбку. Ирину выдает лишь "дамское" кольцо с камушком на правой руке.

Ирина уже заправилась на бензоколонке и подобрала мужчину, голосовавшего на обочине. Едем к "сотке" (парку 850-летия). Клиент сопит на заднем сиденье и в разговор не вмешивается.

– Ирина, вы единственная женщина- таксист в городе?

– Знаю, что еще в "Таксопарке" женщины работают. А в "Мастер-такси" я одна. Сотрудничала раньше с "Лидером", там тоже слабого пола не наблюдалось, – отвечает она, глядя на светофор.

– Давно водите машину? Она ваша или дали в фирме?

– Машина моя. Эта уже четвертая за 2,5 года – столько времени я за рулем. Сначала была "Нива", я на ней таксовала полгода частником, город изучала. Потом две "Волги", сейчас "Жигули".

– Почему машины меняете? Неудачные покупки? Какая, на ваш взгляд, самая лучшая машина?

– Меняю, потому что начинают ломаться. Машины менее выносливы, чем люди. В починке я не спец, поэтому езжу к слесарям. Ну а самая лучшая машина – та, которую еще не купила.

Подъехали к парку. Тяжело вздохнув, клиент заплатил полтинник. За час это был единственный пассажир. Либо удачу таксистам я не приношу, либо время неурожайное.

Ствол, ножи и кражи

Пытаюсь понять, что ее заставило так зарабатывать на хлеб насущный? Что привлекло именно в этой профессии? Мне бы было страшно разъезжать по ночам, брать попутчиков.

Ночной Владимир прекрасен, но от недобрых людей ничего не спасет. Мы не в Америке, где водителя от пассажира отделяет толстенное стекло.

– Привлекают скорость, люди разные. Я 13 лет проработала на стройке машинистом башенного крана, там высота, риск, но все монотонно, одинаково.

Правда, риска и приключений и сейчас хватает. За два года пришлось видеть и ножи, и стволы. Били меня семь человек, не раз воровали магнитолу, рацию. Дома всегда переживают, когда у меня выезды, работаю обычно в ночь.

– У вас вообще нет никаких средств защиты? И почему в ночь? Это личная инициатива?

– Лучшее средство защиты – умение общаться, находить компромисс. Без этого никак нельзя. Разговаривая с пассажиром, держишь ситуацию.

Каждый водитель – психолог. От нашего поведения зависит жизнь. А я ведь два года училась в столичном гуманитарном университете на психолога.

Работают по ночам профессионалы, которые знают город хорошо. В потемках не разглядишь номера домов и названия улиц. Днем таксует много новеньких, которые плутают, ищут нужный дом, заказы иногда слетают. Я по собственной инициативе по ночам езжу.

– Когда больше клиентов бывает?

– По-разному, но самое "хлебное" время – с шести вечера до полуночи. Иногда сидишь и ждешь у моря погоды, колесишь по городу. Никого. В праздники много вызовов. Вот только этот Новый год справляла в семье, не отпустили. А так, когда люди веселятся, отдыхают, – мы зарабатываем деньги.

На всех не угодишь

– С детства хотела стать испытателем машин, – рассказывает Ирина, выкуривая очередную сигарету и присматриваясь к прохожим на тротуарах. Не желает ли кто быстро добраться до дома. – Даже поехала в техникум имени Лихачева поступать, но женщин, как оказалось, в испытатели не брали.

Мне всегда нравилась техника. Работая на стройке, на спор я пробовала управлять то самосвалом, то "КамАЗом". Мужчины смеялись, а потом удивлялись, когда получалось. Ведь многие из них, уступая мне место за баранкой, были уверены, что я не смогу даже с места тронуться.

Стараюсь самосовершенствоваться. Главное – не стоять на месте. Я начинала с рабочей, дошла до начальника смены ЗЖБИ. В моем подчинении было больше 60 человек, за них я несла ответственность и неплохо справлялась. После 30 стала мастером спорта по пауэрлифтингу, работала тренером.

В такси некоторые посмеиваются, пытаются обидеть злым словом. Но есть и такие ребята, которые помогут, подскажут. Коллектив у нас большой, более 100 машин, так что на всех не угодишь, а я к этому и не стремлюсь.

Клиент был в шоке

Бывают курьезы. На это 8 Марта в третий раз Ирина везла постоянного клиента. Он спрашивает ее: "Ну что, поздравил своих женщин?" А она ему ответила, что, мол, да, и поздравления принимает тоже. Когда он понял, засмеялся и долго извинялся. Потом попросил остановить у магазина, подарил коробку конфет:

– По манере водить машину так четко и уверенно я бы не подумал, что за рулем женщина.

Некоторые мужчины просят остановить машину и выходят, узнав, что за рулем женщина. Мужики – трусы по натуре. А женщины относятся нормально.

Иногда пассажиры просят музыку включать. Но после нескольких краж Ирина ездит без магнитолы. И предлагает пассажирам самим петь. Народ поет, да еще как!

Она очень переживает, когда везет женщин в роддом. Особенно когда просят поспешить. А уж если кто опаздывает – для таксистки это кайф! Можно низко пролететь по городу. Она советует пассажирам закрыть форточки, "чтоб по дороге не потеряться".

Ирине нравится ее работа. Вот только попадаются клиенты, которые начинают хамить, делать сальные предложения. Неприятно! Первое впечатление всегда обманчиво. Не надо вешать ярлыков. Не важно, как человек одет, важны его взгляды на жизнь, что у него внутри.

– У каждого из нас своя дорога в жизни, – говорит Ирина. – И надо быть добрее и терпимее друг к другу. Я бы хотела пожелать всем водителям такси побольше клиентов, денежных и веселых, и ни гвоздя, ни жезла.

Елена НИКОЛАЕВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Из досье "Призыва"

Во Владимире водитель такси может заработать "грязными" до 25 тысяч в месяц. Но в каждой фирме своя сумма обязательных сборов. Например, в "Таксопарке" таксисты платят 1,5 тысячи рублей в контору, в "Мастере" – 4,5 тысячи рублей в месяц. В "Мастер-такси", выходя на смену, водитель выкладывает 180 рублей за выезд, плюс 2 рубля диспетчерам за вызов. Рублей 200 уходит на бензин. Еще не заработав ничего, водитель выкладывает из своего кармана около 450 рублей. Содержит машину за свой счет. И если авария или поломка, то надо надеяться только на свои силы и свой кошелек

Все стоянки негласно распределены между фирмами. Если встал не на свое место, сначала могут предупредить, а потом и колеса проткнуть, и драку затеять. У светофоров дежурят частники. У них свои прибамбасы. Они могут ободрать клиента как липку. Если, к примеру, в такси за поездку от ВГПУ до детской больницы в Добром таксист возьмет 60 рублей, частник может потребовать стольник.

курьезы в тему

Поляк спасался
от таксиста на дереве

Жителю польского города Шецки, который залез на дерево, чтобы не платить таксисту, грозит штраф в 4,3 тысячи долларов.

Он отказался заплатить за провоз несколько злотых (примерно один доллар). Более десятка пожарных прибыли на место происшествия. Они растянули под деревом спасательное полотно. Был вызван психолог. Спустя два часа пассажир согласился спуститься. Теперь пожарное управление грозит выставить незадачливому поляку счет на 18 тысяч злотых (4300 долларов) за проведенную спасательную операцию.

Таксист-отравитель

Отравитель действовал в Тольятти. Подбирал на "девятке" голосующих женщин. Потом останавливался у кафе, объясняя потенциальным жертвам, что ему всю ночь работать, и без чашечки кофе он просто заснет. Приносил две чашечки. Если жертва принимала угощение, то приходила в себя спустя несколько суток и после усилий врачей, без денег и драгоценностей.

Задержать преступника помогла случайность: он нарвался на девушку, подруга которой попала в такую неприятную историю. Следствию удалось выявить восемь эпизодов. Экспертам пока не удалось установить вещество, которое использовал злоумышленник.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике