ОБЖ: миссия выполнима

В России из всех наук важнейшая – наука выживать. В ней мы добились наибольших успехов – работа Министерства по чрезвычайным ситуациям год за годом признается все более успешной. При этом дел у спасателей хватает. Наши корреспонденты решили выяснить, как закладывают основы важнейшей из наук.

Помню, в средней школе мы постигали азы начальной военной подготовки (НВП): натягивали противогазы, стреляли из учебного ружья по мишеням, сдавали нормативы. В начале 90-х годов НВП сменила другая дисциплина – ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"). Мои одноклассники расшифровывали по-другому: "общество бледнолицых желторотиков". И возмущались: а нужен ли нам этот предмет вообще?

С тех пор прошло довольно много лет, но вопрос до сих пор обсуждается педагогической общественностью, родителями и министрами. Ходили слухи, что ОБЖ исчезнет из списка обязательных школьных предметов. За разъяснениями мы обратились к методисту ОБЖ Владимирского областного института усовершенствования учителей Анатолию Георгиевичу Панкротовичу.

– Предмет введен в 1991 году. Его появление связано с тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и создание комфортных условий обитания, к концу XX века, привела к ряду нежелательных последствий. Мы привыкли действовать по Мичурину: "Не ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача". Так сейчас жить нельзя. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных и техногенных условиях стало недопустимым.

Девиз предмета прост: "Предвидеть опасность, при возможности избежать ее, при необходимости действовать".

– Многим родителям так и неясно, что же изучает ОБЖ? Происходит ли милитаризация школы?

– Сегодня курс ОБЖ состоит из трех моделей, трех образовательных линий: здоровый образ жизни, защита населения в чрезвычайных ситуациях, основы военной службы. Милитаризации школ нет и не будет. Приказом министра оружие в школах изъято. Изучение основ военной службы для девушек необязательно. Школа не должна готовить солдата, но обязана воспитать гражданина, готового защитить Родину с оружием в руках.

– Окончательно ли решен вопрос о том, быть курсу ОБЖ в школах или нет?

– Поскольку в ближайшее время ожидается резкий всплеск аварий, катастроф природного и техногенного характера, то изучение предмета жизненно необходимо. Сейчас в связи с модернизацией образования РФ разрабатываются новые государственные стандарты по всем школьным предметам. На первом слушании в Госдуме пакета документов по реформированию школы был утвержден перечень 12 обязательных школьных предметов, среди них значится и ОБЖ.

Второе слушание состоится ориентировочно в март-апреле. Концепция нашего предмета, разработанная группой под руководством бывшего министра образования Э.Д. Днепрова, была отклонена, так как подверглась серьезной критики специалистов. Сейчас над концепцией ОБЖ работают другие авторы, обладающие более прогрессивными взглядами.

Кстати, министр образования М.Филиппов, выступая в прошлом году перед участниками конкурса "Учитель года", заявил, что ОБЖ обязательно будет преподаваться с 1 по 11 класс по одному часу в неделю.

– Кто преподает ОБЖ в школах?

– Преподаватели из числа офицеров запаса, имеющих высшее военное образование и прошедших специальные курсы. Но маленькая зарплата не устраивает многих из них, поэтому привлекаются и преподаватели-предметники. Любой учитель ОБЖ должен быть энциклопедически подготовлен, так как надо знать биологию, химию, историю, географию и другие дисциплины.

Несмотря на сложности, хочу похвастаться: в 2002 году нашу область проверяло МЧС. Председатель комиссии, генерал-лейтенант С.Салов признал уровень преподавания ОБЖ у нас одним из лучших в России.

– В некоторых владимирских школах детей заставляют учить наизусть статьи Уголовного кодекса. Это правомерно?

– Нет. В данном случае учитель переборщил. Дети должны лишь ознакомиться с Уголовным кодексом, понять, какую ответственность они несут, совершая правонарушения.

– Недавно вы были на Всероссийском семинаре по преподаванию ОБЖ. Будут ли внесены в программу предмета коррективы в связи с событиями в Театральном Центре на Дубровке?

– Трагические события "Норд-Оста" обсуждались участниками семинара. Мы пришли к выводу, что основам ОБЖ надо учить не только детей, но и взрослых. Ведь среди заложников спаслись те, кто имел хоть какое-то представление о выживании в экстремальных условиях. В момент штурма они сделали, казалось бы, элементарную вещь – закрыли органы дыхания тканью.

Однако терроризм – далеко не последняя угроза обществу. По данным ООН, к 2025 году наступит предел роста (перенаселение планеты). Это – новая глобальная проблема, встающая перед человечеством.

Подводя итоги нашего разговора, замечу, все школьные дисциплины работают над формированием социально развитой личности, а ОБЖ завершает этот процесс. Мы воспитываем социально активную личность, которая в экстремальных ситуациях сможет обезопасить себя и помочь окружающим.

Елена Николаева.

Фото Геннадия ИВАНОВА.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике