из первых уст

Министр образования Владимир ФИЛИППОВ: "Школа должна отвечать требованиям времени и интересам общества"

из первых уст

Министр образования Владимир ФИЛИППОВ: "Школа должна отвечать требованиям времени и интересам общества"

О реформе образования гуляет много слухов. Судачат о двенадцати и стобалльной системе оценок, введении в школах уроков православия, сокращении часов на изучение родной литературы. Много спекуляций и по поводу Единого госэкзамена. Наш корреспондент встретился с министром образования России Владимиром Филипповым и другими чиновниками Минобра, от которых зависит будущее наших детей. Интервью с министром образования В.Филипповым "Призыв" начинает серию публикаций, посвященных теме, волнующей всех наших читателей.

СТАТИСТИКА

92% россиян в той или иной форме платят за школу. Структура платежей такова:

56% – за ремонт школ,

44% – собирают деньги на подарки учителям,

36% – за охрану школьных зданий,

Сколько платим?

35% семей в России тратят на школьные поборы более 300 рублей в месяц,

13% – более 800 рублей в месяц.

Это значит, что уровень софинансирования родителями затрат на школу составляет 20-25% от затрат государства и местных властей. Если в 80-х годах на одного ребенка государство тратило до $600 в год, то теперь эта сумма едва дотягивает до 300 долларов. Плюс доплаты родителей в среднем составляют до 150 долларов в год на 1 ребенка.

Школе дают больше денег, чем армии

– Как будет реформироваться образование?

– Мы должны заняться экономикой отрасли. За 10 минут до разговора с вами я узнал, что президент Путин подписал закон, по которому школа по финансированию и зарплате педагогов возвращается с муниципального на уровень субъекта федерации. За местными бюджетами останутся только коммунальные платежи, подготовка школ к зиме, ремонты.

Последние 3 года в бюджете страны расходы на образование выше, чем расходы на оборону. Это впервые в России за 100 лет.

Реформа начинается уже в начальной школе, которая станет 4-летней. Ребятишек будут обучать владению компьютером со второго класса. Второе, что ждет младших школьников, – введение иностранного языка со 2 класса. Введение разговорного английского с начальной школы позволит в старших классах вводить изучение второго иностранного языка.

Расширится преподавание предметов, необходимых в жизни: экономики, права, социологии и так далее.

– Расскажите подробнее о введении 12-летки.

– В этом году по эксперименту с 12-летним циклом обучения работают 1750 школ. Везде в мире уже 12-13-летнее среднее образование. Мы же, оставаясь в 11-летнем режиме, имеем проблемы. Мы говорим о разгрузке учащихся, а в рамках существующих часов невозможно это сделать. Нужно вводить новые предметы, а часов не хватает. Наши аттестаты о среднем образовании перестают признавать в странах Восточной Европы и республиках СНГ. 11-летняя система уже не совпадает с евростандартами.

Обязательной будет 10-летняя школа. Потом около половины выпускников продолжат школьное образование в профильных классах, ориентированных для поступления в вузы, а другая половина ребят пойдет в ПТУ и техникумы.

– А что такое профильная школа? Вы собираетесь увеличить количество часов по иностранному, физкультуре, компьютерам – и одновременно разгрузить учеников. Как это?

– Дополнительный год обучения нам даст такую возможность. Часть разделов точных наук из нынешней 9-летки мы перенесем в профильную школу. Ребенок-"технарь" будет изучать их в 11-12 классах. То же самое с некоторыми разделами гуманитарных предметов.

Возможно, отсюда идут спекуляции о сокращении объемов изучения литературы, например. Никто сокращать Пушкина или Достоевского не станет. Только изучать литературу расширенно будут те школьники, кому это нужно для дальнейшего образования. Точно так же и с математикой. Зачем историку уметь вычислять логарифмы, а инженеру знать тонкости взаимоотношений Наташи Ростовой и Пьера Безухова?

– И в то же время Минобр вводит предмет "Основы православной культуры"…

– Развею и этот миф. "Основы православной культуры" вводятся как факультатив, а не как обязательный предмет. Обязательным будет курс "История мировых религий", но сейчас работа над ним еще ведется, и говорить пока не о чем.

Особо подчеркну, курс "Основ православной культуры" будет рассматривать вещи не культовые, а культурные.

– Разъясните ситуацию вокруг изменения балльности оценок. Говорят про 12 баллов, про сто…

– Я не заявлял о необходимости перехода на 100-балльную систему оценок. И о переходе на 12-балльную систему – тоже. Но нынешняя система оценок себя изжила. Учителям не хватает пятибалльной системы. Разве вы не получали таких никем не утвержденных отметок, как "четыре с плюсом" или "три с минусом"?

В оценке знаний ученика учителем у нас преобладают эмоции. Во всем мире система оценок накопительная, ученик собирает баллы за знания. Это знает – балл, а еще вот это знает – плюсует другой, третий. Набирается сумма баллов. У нас же система уменьшения оценки. Есть некий, никому не известный эталон знаний. Когда учителю кажется, что ребенок его достиг, – "пятерка". Хочется "завалить" ученика, начинаются игры со снижением баллов.

12-балльная система, на мой взгляд, оптимальна. Но мы отдали разные системы оценок коллегам в регионы, учителя обсуждают их.

Единый и ужасный…

– Расскажите, что такое Единый государственный экзамен (ЕГЭ), зачем он вводится, как его будут сдавать?

– Мы преследуем несколько целей, вводя ЕГЭ. Он расширит доступ к высшему образованию для ребят из отдаленных регионов и сельских школ. Как раз негативно воспринимают введение ЕГЭ москвичи. Им и так хорошо. Раньше три четверти всех студентов московских вузов были иногородние ребята. Сейчас – три четверти всех студентов в Москве – жители столицы. Очень многие талантливые ребята из регионов в силу финансовых проблем, невозможности работать с репетиторами, отдаленности их дома от Москвы – не решаются поступать.

Сдача ЕГЭ и учет его результатов при поступлении в вуз – это еще и более объективная процедура. Не надо ехать сдавать экзамены – послал по почте в несколько вузов, получил ответы – и выбирай, куда поступать. Рухнут элементы блата при поступлении. Но самое главное – единый госэкзамен – это серьезная и объективная проверка качества работы школы. Школьная оценка сейчас роли не играет. Кому зачастую ставятся пятерки и как появляются медалисты – это всем нам известно. Половина медалистов, кстати, сыплется на вступительных экзаменах. Это разве не настораживает?

– Многие рассматривают ЕГЭ как удар по школьной и вузовской коррупции. А еще говорят, что исчезнут репетиторы. Прокомментируйте эти заявления.

– Репетиторство будет всегда, пока есть конкурс. Мы не против репетиторства, но не в сегодняшней его форме. Сейчас репетиторами работают, как правило, преподаватели тех вузов, куда собирается поступать ребенок. Это скрытая форма взятки.

При сдаче ЕГЭ репетиторство будет другим. Ребенок не знает, кто будет смотреть его результаты, которые он разослал по вузам. Он заинтересован в получении знаний, а не в протекции во время экзамена в вуз.

Положим конец блату и в школах. Как происходит сдача ЕГЭ? Конверт с заданием вскрывается при детях. Результаты работы запечатываются тут же в другой конверт. В день сдачи ЕГЭ в школах запрещено присутствовать учителям этих школ. Люди, которые проверяют тесты, не работают в этой школе. Творческие части ЕГЭ направляются в Москву, ученики проходят не по фамилиям, а кодируются штрих-кодом. В процесс сдачи и передачи ЕГЭ мы подключаем ФАПСИ. Надо будет ввести поправки в Уголовный кодекс с тем, чтобы лица, пытающиеся влиять на результаты ЕГЭ, могли быть наказаны.

– ЕГЭ воспринимается, как стандартизация, которая может привести к потере талантливых ребят. Ведь они мыслят нестандартно, и есть опасность, что из-за каких-то недоразумений таланты не дойдут до вузов.

– Сами по себе нормы сдачи ЕГЭ завышены. Если ребенок наберет 90-100 баллов, он уже гораздо выше среднего развития. Нынешней пятерке соответствуют 70-75 баллов ЕГЭ. Потом мы планируем восстановить систему региональных олимпиад по предметам. Сейчас в вузы без конкурса принимаются только победители всероссийских олимпиад. А будет так – победители региональных олимпиад по предметам без конкурса будут приниматься в свои региональные вузы обязательно, а при желании вузов других регионов эти ребята тоже смогут быть зачислены без экзаменов в них. Вузам скоро будет выгодно принимать лучших студентов.

Мы начали эксперимент по введению ЕГЭ в 2001году. Тогда его сдавали 30 тысяч учеников 6 регионов, а результаты ЕГЭ учитывали 12 вузов. В этом году число учеников, сдававших ЕГЭ, – 300 тысяч, регионов -12, вузов – 120. В следующем году планируем пропустить через единый госэкзамен 600-700 тысяч ребят из 48 регионов страны, и уже 260 вузов будут принимать результат ЕГЭ. Мы в этом году с трудом выдержали давление регионов и ректоров – ЕГЭ оценивается ими высоко.

– Наша газета планирует подробно рассказывать о сути и деталях реформы образования. Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Я очень рад пожелать всем жителям Владимирской области здоровья, счастья и плодотворной работы. Образование – это та отрасль, которая волнует не только педагогов и учеников. Она важна всем. Удачи вам, владимирцы.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Михайлович Филиппов родился 15 апреля 1951 года в Урюпинске Волгоградской области. Окончил с серебряной медалью среднюю школу и поступил в Университет Дружбы народов. Дальнейшая карьера связана с этим вузом. По специальности – математик, кандидат, а затем и доктор физико-математических наук. Был ректором Университета Дружбы народов. Профессор. Академик, действительный член нескольких академий. Владеет английским и французским языками. 30 сентября 1998 года назначен министром образования РФ. Награжден российским орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени и французским орденом Почетного легиона.

Подготовил
Иван СТЕПАНОВ.

Фото Владимира БУГРОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике