льготы – ни в одни ворота!

Во Владимире идет необъявленная война между властью и перевозчиками. Пассажиры ждут исхода битвы на остановках.

муниципальная политика

льготы – ни в одни ворота!

Во Владимире идет необъявленная война между властью и перевозчиками. Пассажиры ждут исхода битвы на остановках.

"Кормить будем, пусть только не мешают"

Как нам стало известно, во Владимир в ближайшее время прибудет несколько сверкающих новизной автобусов марки “Мерседес” и “Ман”. Красавцы с кондиционерами, комфортабельным салоном и плавным ходом присоединяться к старичкам-”манам”, украсят наши улицы и добавят удобств пассажирам.

Однако – стоп машина! Призрак реформирования уже бродит по Владимиру. Его инициаторами стали первые люди области и города. Сенатор Е.Ильюшкин письменно изложил шесть причин, по которым троллейбусный транспорт должен бегать, а автобусный, если не стоять, то быть тихоходом. Вице-губернатор Е.Карпов разослал главам районов и городов письма, в которых предложил им пересмотреть условия договоров с автоперевозчиками, обеспечив законные права граждан на льготный проезд и возмещение транспортникам расходов.

Законы, дающие льготы, наверное, правильные и нужные. Но почему государство становится халявщиком, заставляя расплачиваться по льготам частников? Почему в армию льготников попадают высокооплачиваемые граждане? Почему после реформирования должно быть хуже, чем было?

Руководители крупнейших автотранспортных предприятий Владимира уже предупредили общественность – если власти будут настаивать, а не договариваться о правилах игры, то они свернут владимирский бизнес. У них хватит бензина, чтобы, например, доехать до Ярославля и там начать перевозку пассажиров.

К сожалению, это не шантаж. Предложения от мэрий других городов автотранспортникам уже поступали. Кроме того, москвичи готовы просто купить их автобусы.

Мой коллега однажды озвучил свою самую большую мечту: “Пусть они (власть) просто не мешают. Мы их кормить будем, пусть только не мешают закономерному развитию событий”.

Мечты пока не сбываются.

Светлана САЛАТАЕВА.

Троллейбус встал, в такси не содят

Уже неделю, как троллейбусы в Коврове курсируют лишь в часы “пик”- развезут рабочий класс на заводы и на прикол. Причина известна – УТТ задолжало огромную сумму энергетикам и не резон увеличивать этот долг.

Вся надежда после девяти часов утра у пассажиров остается на маршрутное такси. Но это опять же транспорт для состоятельных пассажиров, а не для нищих пенсионеров или инвалидов. Дело в том, что парк маршруток делится на два класса – ПАЗики и ГАЗели. И по льготникам наблюдается странная дифференциация: в первых возят бесплатно детей-сирот, инвалидов по зрению и лиц, их сопровождающих, ветеранов войны и кавалеров орденов Славы, инвалидов I группы и сопровождающих – и только. Водители же ГАЗелей всех льготников “отшивают” с порога – будто им закон не писан.

А закон, как поясняют юристы, есть. В соответствии со ст.789 ГК РФ транспортом общего пользования признается и транспорт коммерческой организации. Но у нас так – если закон не подкрепят каким-либо местническим нормативным актом, водители будут бесчинствовать. Однако горсовет не торопится выносить вопрос о льготировании на свое обсуждение: депутатам хватает ломания копий вокруг муниципального УТТ, а тут еще с частниками возиться. Отдельные пассажиры готовы обратиться в суд, чтоб отстоять в такси свои льготы. Шансы у них есть – судебный прецедент по льготированию в Верховном суде уже имеется: в столице пассажиры обращались с подобным иском и выиграли.

Анатолий ПАРФЕНОВ.

г.Ковров.

Кого прокатят?

Позавчера по инициативе Владимирского регионального отделения “Яблоко”и газеты “Молва” состоялись общественные слушания по проблеме перспектив развития общественного транспорта в городе Владимире.

Уже несколько дней Владимир лихорадят слухи о предстоящей реформе в общественном транспорте. Через средства массовой информации были распространены различные проекты. В одних говорилось о возможности снятия автобусов с тех маршрутов, которые дублируют троллейбусные. В других утверждалось, что вскоре негосударственные автобусы без предоставления компенсаций из бюджета заставят бесплатно возить все льготные категории сограждан. К чему это может привести, предположить несложно – несколько лет назад владимирцы часами мерзли на остановках, потому что уехать было практически не на чем.

Что планируют власти? Как сделать эффективной работу убыточного МУП “Владгортранс”? На эти и другие вопросы искали ответ участники слушаний.

На встречу, кроме представителей общественных организаций, были приглашены руководители местных органов власти, налоговых служб, основных перевозчиков. К сожалению, встречу проигнорировали МУП “Владгортранс”, мэрия, налоговики. Поэтому, как выразился один из участников слушаний, шел футбол “в одни ворота”. В роли экспертов выступали бывшие руководители отдела транспорта горадминистрации Юрий Воронов и Михаил Панов.

С места –
в карьер

На встрече не раз поминали сенатора Ильюшкина, в свое время возглавлявшего Владимирское троллейбусное управление. Зачитали его письмо, адресованное мэру и губернатору. Вокруг него и разгорелись ожесточенные споры. Что же утверждает сенатор?

Все беды владимирских троллейбусов от того, что управление платит все налоги, но обеспечивает бесплатный проезд около 35 процентов горожан. Из 14 маршрутов 90 процентов нерентабельные. При этом троллейбус нужен городу, потому что он экологически чистый вид транспорта, его провозная способность выше, чем на коммерческих автобусах. Сенатор полагает, что коммерческий транспорт во Владимире в его нынешнем виде – неперспективен. А вот если автобусы в городе поставить в такие же условия, как и троллейбусы, МУП “Владгортранс” станет высокорентабельным предприятием. Для этого надо решить вопрос о компенсациях за провоз льготников.

Мнение владимирцев высказал председатель городского Общественного собрания, руководитель общественной организации “Честь и Родина” Сергей Полуэктов.

Опираясь на обращения горожан, поступающие к ним в приемную, он задал риторический вопрос: “К чему сенатору, уже давно не возглавляющему троллейбусное управление, так рьяно печься о “Владгортрансе”? Людей беспокоит предстоящее повышение тарифов на поездки в автобусах. Они полагают, что если это произойдет, тут же поднимутся цены и в троллейбусах.

Эксперт слушаний Юрий Воронов безапелляционно подчеркнул:

“Сенатор Ильюшкин лукавит. Негосударственные перевозчики в отличие от “Владгортранса” исправные налогоплательщики. К тому же троллейбусное управление всегда жило не по средствам”.

Так, весной 1998 года была проведена аудиторская проверка МУП. “Заключения были ошеломляющими только для неспециалистов, – вспоминает Юрий Воронов, – и я, и тогдашний мэр Игорь Шамов знали, что в троллейбусном управлении есть бесплатный стоматологический кабинет, кабинет психологической разгрузки, собственная гостиница с шикарной обстановкой. Кроме того в МУП масса ставок наставников. Даже – кондукторов. Позиция Ильюшкина вполне понятна – он хочет реформировать общественный транспорт не ради удобства горожан, а для улучшения благосостояния троллейбусного управления”.

Что по этому поводу думают руководители альтернативных транспортных предприятий? От их имени высказался директор группы предприятий “Владавтолинии” Александр Юзвик:

“Для населения все равно, кто собственник автобусов. Главное -добросовестный перевозчик или нет. Наше предприятие и “Бигавтотранс” обеспечивают основные автобусные перевозки по главным магистралям города – это 90 единиц подвижного состава и 700 рабочих мест. Мы исправно платим налоги.

Финансовые интересы негосударственных перевозчиков напрямую связаны с оздоровлением троллейбусного управления. Для негосударственного перевозчика есть определенная точка безубыточности, через которую мы никогда не переступим. Потому не можем безмерно закупать автобусы, ездить в ночное время и т.д.

Что касается тарифов, то мы должны иметь рентабельность как минимум равную процентам, под которые дает ссуду любой из банков. Мы готовы обсуждать с властью вопрос о перевозке льготников. Однако компенсация за эти перевозки будет включать процент рентабельности, о котором я сказал выше. Для бюджета это станет дороже, нежели те же компенсации для МУП.

Транспорт – такой же вид бизнеса, как и торговля. Однако никому не приходит в голову требовать от владельцев дорогих магазинов делать скидки для пенсионеров.

Мы бесплатно, не получая никаких компенсаций из бюджета, перевозим шесть категорий льготников. На так называемых социально значимых маршрутах действуют льготы для 14 категорий. Средства по компенсации этих перевозок поступают из федерального бюджета по законам о ветеранах и инвалидах.

Нас не устраивает отсутствие в городе тарифной политики. Нам нужна уверенность в завтрашнем дне, стабильность на несколько лет вперед. Не хотелось бы остановить предприятия. Не хотим и портить отношения с властью. Надеемся на здравый смысл и взаимопонимание”.

Записал
Александр КЛЫГИН.

Испытано на себе

На минутку в “маршрутку”

Наши репортеры получили задание проверить на себе, есть ли льгота у льготников.

История вопроса

Хозяева “маршруток” и “экспрессов” открестились от обязательств перевозить льготников пять лет назад. По той только причине, что власть не возмещала им возникающих не по их вине дополнительных расходов.

Власть выторговала лишь льготы нескольким категориям граждан. Среди них участники и инвалиды Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, дети-инвалиды и инвалиды по зрению с сопровождающими их лицами. Да еще сироты и дошколята, которые не должны занимать отдельного места. Все это было закреплено постановлением главы администрации области от 8 августа девяносто седьмого года “О мерах по упорядочению пассажирских перевозок маршрутными такси”.

Целую пятилетку льготники боролись за возвращение потерянных прав. Дошли до Верховного суда. Он еще в марте т.г. признал перевозку в автобусах в режиме “маршрутное такси” и “экспресс” перевозкой транспортом общественного пользования.

Губернатору свое вышеназванное постановление пришлось отменить. Это случилось лишь восьмого ноября. Вице-губернатор Евгений Карпов во исправление ситуации своим письмом предложил главам муниципальных образований незамедлительно пересмотреть условия договоров муниципального заказа на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (т.е. и “маршрутками” и “экспрессами”. – С.А.), обеспечив законные права граждан на льготный проезд и возмещение перевозчикам дополнительных расходов в соответствии с п.5 ст.790 Гражданского кодекса и ст.72 Бюджетного кодекса РФ.

Войти-то
мы вошли

В первую очередь решаемся избавиться от денег. Чтобы в какую-то минуту не струхнуть, не потянуться за мелочью в карман. Мы обязаны “качать” права до конца по удостоверению “Ветеран труда”. Эти льготники в соответствии с федеральными законами имеют теперь право на бесплатный проезд не только в троллейбусе, но и в коммерческих автобусах.

А в них, в отличие от муниципальных троллейбусов, просторно, тепло и много свободных мест. Кондуктор вырастает перед тобой тотчас же.

– Мы по удостоверению “Ветеран труда”, – сообщаем ему.

– Двадцатую статью бесплатно не возим, – парирует кондуктор. – Так что платите.

– Но у нас есть права… – оправдываемся мы, явно затягивая время.

– Зато пуста у города казна, – слышим в ответ. – Будут дотации, будем возить. Так вы поедете или сойдете?

Второй, третий, четвертый заход. Все то же предложение: “Платите или выходите!”

Выходим. Смотрим с восхищением, как мягко, пружинисто отходит от остановки “Руслан и Людмила” комфортабельный автобус пятнадцатого маршрута. А через минут десять опять видим “пятнадцатый”. Его плечо -”Энергетик – улица Куйбышева”. Разве муниципальная власть могла бы своим транспортом так сжать время ожидания на остановке для своих избирателей? Часами прежде стояли.

Не буду описывать все попытки проникновения в салоны коммерческих автобусов. Хорошо, что ни разу не нарвались на грубость кондукторов, хотя хозяйки комфортных салонов вот уже месяц объясняются с населением по поводу непредоставления льгот. Старики еще ничего: относятся к объяснениям с пониманием. А вот с милиционерами, как признались кондукторы, трудно. Те дорогу к правам прокладывают грудью.

Наконец, “рассекречиваемся” – предъявляем служебные удостоверения. Реакция разная – кондукторы, что постарше, сразу нас к начальству отправили. Адреса – “Владавтолинии” и “Бигавтотранс”. А вот Алена Кравченко c двадцать пятого маршрута “Улица Куйбышева – Нижняя Дуброва” призналась, что ей особенно жалко стариков: “Они с трудом взбираются в автобус. Больно смотреть, как им тут же приходится выходить. Многие при этом краснеют от стыда. Поверили люди объявлениям по радио да в газетах. Вышло, позволили себя обмануть”.

Лжельготников – тьма и больше

В диспетчерской “Владавтолиний” на Нижней Дуброве обиженных острым словом кондукторов крепким чаем отпаивают да обещанием успокаивают, что льготники скоро ругаться не будут. Хотя прошел уже месяц, как губернатор постановление отменил. Пора бы и решить вопрос.

К тому же у коммерсантов и своей работы хватает. Каждый день на маршрутах кондукторы да контролеры отнимают до десятка фальшивых льготных удостоверений. От пенсионного ветерана МВД России до социального – на детей, оставшихся без попечения родителей.

Всяческие “корочки”, оказывается, продают на рынке у “Факела”, по сто пятьдесят рублей за штуку. А их обладатели чувствуют себя весьма свободно. Некоторые даже звонят автобусникам и спрашивают: “Если вы меня с поддельным удостоверением поймаете, что будет?”

По мнению диспетчера Веры Семеновой, избавиться от лжельготников просто: надо право на проезд реализовать прибавкой к пенсии. Тогда и удостоверения подделывать потеряет смысл.

Жалко,
если они уйдут

Кто жил на Нижней Дуброве, тот знает – до ближайшей троллейбусной остановки не близко. Население только и вздохнуло, когда сюда пришли “маршрутки”.

Людмила Машорина взялась подытожить разговор на остановке с жителями.

– Мы благодарны тем, кто занялся транспортными перевозками в городе. Они – ответственные люди. В салонах “маршруток” всегда чисто, тепло, кондукторы – люди уважительные. Это достижение города, и оно должно остаться.

Пассажиры обсуждали варианты того, как в отсутствие жирного бюджета разрешить ситуацию. Предлагали предоставлять льготы только неработающим ветеранам или малоимущим. А то ограничить льготу десятью талонами в месяц…

Нам стало грустно. Люди на своем уровне повторяли ошибку губернатора – желание откорректировать федеральный закон для отдельно взятой области (а теперь и города?), и не понимали этого.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

в верхах

Думцы сохранили бесплатный проезд
в городском
транспорте

Госдума РФ в ходе рассмотрения в третьем чтении проекта федерального бюджета на 2003 год отказалась поддержать поправку, отменяющую льготу для парламентариев на проезд в городском пассажирском транспорте.

Предлагалось отменить эту льготу как для членов Совета Федерации, так и депутатов Госдумы, передает “Интерфакс”. “За” отмену льготы проголосовало 184 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Депутаты отказались переголосовывать предложенную поправку.

как дела у соседей

Депутаты ратуют
за адресное обеспечение льготников

Депутаты бюджетного комитета областного Законодательного Собрания рекомендовали правительству Нижегородской области начать работу по переходу на систему адресной выплаты средств гражданам, которым по федеральным законам полагаются различные льготы.

Как отметил министр финансов регионального правительства, пока переход на такую систему невозможен, так как действуют федеральные законы “О ветеранах” и “О инвалидах”, в которых четко прописано обязательное предоставление бесплатного проезда, льгот по оплате услуг связи, ЖКХ и т.д. Однако, начиная с 1 января 2005 года, все полномочия по предоставлению льгот (в том числе и по порядку их предоставления) будут переданы регионам, сообщает “Нижегородская служба новостей”. В этом случае появится возможность вместо предоставления бесплатного проезда и других льгот выплачивать целевые адресные субсидии ветеранам и инвалидам на их личные счета. Подобная практика в виде эксперимента уже применяется в подмосковном Зеленограде.

Соб. инф.

Исполняйте закон!

Олег Тютин, начальник межрайонного отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МОБ УВД Владимирской области, транспортную проблему прокомментировал так:

– В статье 789 Гражданского кодекса РФ говорится, что перевозка граждан, осуществляемая коммерческими организациями, признается перевозкой граждан транспортом общего пользования. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда от 15 марта 2002 года подтвердила, что на коммерческие автобусы распространяются все законы Российской Федерации, предоставляющие право бесплатного проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан. На транспортных средствах повышенной комфортности, где посадочных мест менее 12, льготы не действуют.

Руководители коммерческих транспортных предприятий г.Владимира в нарушение п.”а” ст.3 “Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом” от 10 июня 2002 года отказываются предоставлять льготы определенным законом категориям граждан. Например, сотрудники милиции в соответствии со ст.32 Закона РФ “О милиции” наделены правом бесплатного проезда, но им, как и прочим категориям льготников, приходится оплачивать проезд.

Записала
Евгения АРЕФЬЕВА.

В чем, на ваш взгляд, корень проблемы?

Мария Савельевна Новикова, председатель совета пенсионеров АО “ВХЗ”:

Руководитель Ассоциации общественных приемных при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко Владимир Алексеевич Татаринов:

– Реформа должна проводиться в интересах населения. Сначала у него нужно поинтересоваться, нужна ли реформа.

Что касается цены и перевозки льготников, то можно дорассуждаться до того, что и на такси люди должны ездить бесплатно. Посмотрите на железнодорожный транспорт. Там солдат может ехать бесплатно в плацкартном вагоне, а вот за купе нужно доплачивать. Так же должно быть и в общественном транспорте. Власть обязана обеспечить наличие всех видов транспорта – и муниципального со льготами, и альтернативного.

Михаил Терентьевич Панов, бывший начальник отдела транспорта и связи горадминистрации:

– Почему пенсионеры хотят ездить на автобусах? Ответ простой – они комфортнее и быстрее, чем троллейбусы. Но если завтра в городе вместо этих “гробов с рогами” будут удобные мановские троллейбусы, то никто не будет требовать возить их бесплатно в автобусе.

К сожалению, власть не знает, что делается в городе. Владимир – уникален. Здесь есть все условия для нормальной и эффективной работы транспорта. Годовая сумма оборачиваемых средств троллейбусным управлением и автотранспортными предприятиями – 65 млн. рублей, из которых 50 млн. рублей – МУП “Владгортранс”.

Записал Александр СВЕТЛОВ.

Фото Рудольфа Новикова.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике