Где гараж, там и кураж

Давняя и скрытая война между пешеходами и автолюбителями, о которой в свое время поведали И.Ильф и Е.Петров, в наши дни приобрела более масштабные формы. К сводкам ДТП добавились...

Где гараж, там и кураж

Давняя и скрытая война между пешеходами и автолюбителями, о которой в свое время поведали И.Ильф и Е.Петров, в наши дни приобрела более масштабные формы. К сводкам ДТП добавились сообщения о не менее массовых и кровопролитных сражениях – между владельцами гаражей и гражданами безлошадными. Теми, кому железные коробки на месте детских и дворовых площадок – как ком в горле.

"Они нас игнорируют!"

Наш город гаражи действительно не украшают. Хотя, судя по европейскому опыту, это нормальный объект архитектуры и может быть весьма выразительным. У нас же громоздятся кирпичные и железные "шанхаи" на каждом свободном клочке земли – в самом центре города и на периферии.

Парадокс, но при очень высоких ценах на землю городские власти, как правило, отдают под гаражи огромные территории. Почему? Есть ли у города другая альтернатива решения этой проблемы? С этим вопросом мы обратились к специалистам – градостроителям "Владимиргражданпроекта."

Директор института "Владимиргражданпроект" Александр ШефоВ:

– Мэр Москвы Юрий Лужков поставил гаражную проблему на второе место после жилищной. Нам же тем более нет смысла прятаться от нее – автомобилей все больше становится. Надо искать выход, поскольку давно ясно, что в городе при высокой стоимости городской земли строить отдельно стоящие гаражи -непозволительная роскошь.

Начальник мастерской градостроительства Сергей Голубев:

– Альтернатива нынешней "гаражной застройке" была продумана еще на стадии проектирования современных микрорайонов. Наши специалисты предлагали самый эффективный путь – гостевые и кооперативные стоянки (по образцу цивилизованных стран). По генеральному плану гаражи должны быть обязательно многоэтажными – над и под землей.

Главный архитектор института Николай Петров:

– Градостроительную документацию по гаражам благополучно угробили. Спальные районы города (юго-западный, восточный) имели хорошо проработанные проекты, в которых комплексно были решены практически все вопросы, в том числе и гаражный. Однако строили только жилье и почти ничего кроме него.

Там, где нами были спроектированы гаражи 2 – 3-уровневые, частично были построены только 1-этажные боксы. В восточном микрорайоне 2- и 3-этажные комплексы для машин, которые по плану должны были стоять в санитарной зоне химзавода, отсутствуют. Вместо них по-прежнему маячат частные дома. Их давно пора было снести, а людей расселить.

Владельцам гаражей по сути сказали: "Решайте свою проблему сами!" И они решали. Правдами и неправдами получали доступ к участкам земли, понастроив на них железные и кирпичные коробки. Теперь Владимир остался без свободных земель. И денег, как это водится, тоже нет, чтобы хоть у соседей выкупить часть территории. (У СПК "Вышка", например).

Когда мы перестали точно следовать проектной документации, то потеряли возможность обеспечить жителей достаточным количеством гаражей. Таким образом был упущен самый оптимальный и безопасный вариант решения гаражной проблемы. Утвержденный проект застройки должен быть непреложным законом. Пока этого не будет, пока городские власти не перестанут жить одним днем, нам с гаражной проблемой (да и не только с ней) еще долго не справиться. Теперь, чтобы удовлетворить потребности населения, надо сносить гаражи, как это, кстати, и делается в Москве. А на месте этих уродищ построить для частных автомобилей современные многоэтажные комплексы.

Дом для машин превратили
в универмаг

Но это в теории. На деле трудно найти закон, по которому можно было лишить гражданина частной собственности. Даже поговорить с владельцами непросто – их почти невозможно найти. На гаражах ведь нет табличек. А если и найдешь, как убедить в необходимости перемен? Не волнует частника, что занимаемую им площадь можно было бы использовать в 5-6 раз эффективнее. Он-то свои 3-4 тысячи долларов за коробку уже отдал.

Кстати, немногие знают один любопытный факт, озвученный Н.Петровым. В центре города, где особенно ощущается нехватка постоянных стоянок для машин, все-таки был построен многоэтажный образцово-показательный гараж гостевого типа. Но его почему-то превратили в очередной универмаг – третий на этом пятачке! Между тем его владельцам можно было бы озолотиться в ближайшее время.

Проектировщики убеждены: беда в том, что прежний план развития города, который в еще доперестроечное время был утвержден Советом Министров, у нас не реализовывался. И новая проектная документация не разрабатывается – городские власти не желают обращать внимание на эту проблему. Не потому ли, что в мутной воде легче рыбу ловить? На деле: как с чиновником договорятся, так и строят.

Никому
не нужное добро

В Управлении архитектуры, куда мы обратились, в последние три месяца произошли глобальные изменения. Достаточно сказать, что теперь эта структура включает в себя не только непосредственно архитектуру и строительство, но и надзор над ними.

Главного архитектора у города пока нет, а само управление возглавляет теперь Владимир Андреевич Немков (не путать с начальником УЖКХ Юрием Андреевичем Немковым!). Аргумент Владимира Андреевича на упрек проектировщиков многоэтажных гаражей был прост и крепок – нет в городе инвесторов на это дело:

– Наглядный пример. Недавно на торги город выставил земельный участок под постройку такого рода (в районе улицы Диктора Левитана, 35). Наплыва желающих не было. Предприниматели – народ ушлый. И будь строительство многоэтажных гаражей делом выгодным, никто из них эту перспективу бы не упустил.

Что же касается генплана, то да, в силу ряда причин во многом он не был выполнен. Но новый заказываться не будет. Скорректируем прежний. 30 октября мы подвели итоги конкурса на схему правового зонирования. Победили НИИП "Градостроительство" (г.Санкт-Петербург) и наш "Гражданпроект", которые наметили работать вместе.

Что ж, можно порадоваться, что наш город после долгих лет царствования проектного хаоса наконец вновь вступает на цивилизованный путь развития. Странно только, почему гаражная многоэтажность, вопреки мировому опыту, по-прежнему воспринимается владимирскими предпринимателями как нечто необычное и тем более невыгодное? Не потому ли, что до последнего времени драгоценная земля раздавалась всем желающим почти даром?

Галина Поздникова.

г.Владимир.

Наша справка

Если в 1995 году на каждую тысячу владимирцев приходилось 86 автолюбителей, то в 2000 году – уже 126. В среднем каждый год эта армия увеличивается на 10 процентов. На сегодняшний день она уже составляет более 70 тысяч.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике