Тихим студентам объясняют на пальцах

В числе немногих вузов России, где слабослышащая молодежь может получить высшее образование, - Владимирский Государственный университет.

негромКИЙ РЕПОРТАЖ

Тихим студентам объясняют на пальцах

В числе немногих вузов России, где слабослышащая молодежь может получить высшее образование, – Владимирский Государственный университет.

В феврале 2000 года ВГУ выпустил 12 первых инженеров, направленных из Чувашии, Перми, Екатеринбурга, Ярославля, Калининграда, Украины. К сожалению, из-за отсутствия финансирования 5 лет не было набора. Сегодня студенты 1 и 3 курсов получают специализацию "Компьютерные системы управления в производстве и бизнесе".

Именно в центре профессиональной реабилитации инвалидов при ВГУ побывал наш корреспондент, сумевший "разговорить" глухонемых.

Студент немыслим
без шпаргалки

Встретили меня дружелюбно. Долго рассматривали и улыбались, "переговаривались" между собой. Я задавала один вопрос за другим – ответов не было. Попыталась объясниться на пальцах, вспомнив скудный запас предложений. И только после моих нелепых фраз с ошибками общение пошло. Нелегкое это дело – разговорить слабослышащих людей. В роли переводчика выступала их "вторая мама" – Ирина Геннадьевна Голова.

– Как учеба? Отличники есть?

– Нормально. Сложно, конечно, не хватает учебников, в библиотеке приходится долго сидеть. Круглых отличников нет: приходится страдать и чахнуть над учебником. Нам все дается труднее. Там, где обычный студент может понять преподавателя с полуслова, до нас может и полчаса доходить. Словарный запас наш ограничен, многие термины нам диктуют по буквам. И без доски нельзя никак.

– А шпаргалки пишете?

– А как же! Студентам без шпаргалки нельзя, к тому же, когда пишешь, запоминается больше.

– Преподаватели строгие?

– Да они относятся к нам так же, как и к обычным студентам, – смеется третий курс. На первом курсе у нас учатся 19 человек, на третьем – 20: девчонок и мальчишек поровну. Самому младшему Андрею – 19, самому старшему, его тоже Андреем зовут, – 35.

– А со студентами других факультетов дружите?

– Друзья остались там, откуда мы приехали. С ребятами здесь у нас ровные, нормальные отношения, некоторые даже дружат с нами. Правда, первый курс еще никак не может привыкнуть к нам, оборачивается вслед. В общаге конфликтов пока не было.

– Как стипендия? Платят вовремя?

– 500 рублей в месяц, она у нас обычно проедается, – вздыхают студенты.

Парами на парах

– Студенческие парочки уже есть?

– Есть! – улыбаются мальчишки. Девчонки взмахивают руками, вносят ясность: – У некоторых это уже пройденный этап, сейчас все по-другому. Но у нас есть 2 семейные пары из Владимира и Нижнего Новгорода.

С одной из них меня познакомили. Это Андрей и Татьяна Поповы, вместе они с 1994 года.

– Мы вместе учились в школе, но чувств тогда не было еще. Потом в авиамеханическом техникуме сблизились потихоньку и вот до сих пор живем в любви, согласии, делим на двоих и радость, и горе, и конспекты. Сын учится в первом классе. Нет сегодня других "молодоженов", они уехали в Нижний Новгород, у них там дочь четырех лет.

– А в загсе как же? С переводчиком?

– Ага, у слабослышащих молодоженов обычно свидетели слушают и переводят.

Еда и другие праздники

При слове "еда" в аудитории началось волнение. Было уже пора приступать к обеду. С 13 до 14 часов мысли студентов ВГУ заняты вопросами пропитания. Со стипендией народ ходит в кафе пиццу есть, пиво пить, а обычно откармливается в общаге.

Юноши принципиально не едят первого, поглощают макароны, картошку, сосиски и пельмени. Девушки, когда взгрустнется, и супчик сварить могут.

Дни рождения, окончание сессии отмечают у себя на шестом этаже. Для поднятия настроения кушают пиво и водочку. Все как у всех.

Этим летом третий курс (народ неместный) ходил в поход на байдарках от Судогды до Владимира. Ребята очень любят пикники, футбол, волейбол, участвуют в соревнованиях, ходят на концерты и фильмы в клуб глухонемых.

В магазине общаются с продавцами на пальцах, показывают, что и сколько хотят купить, иногда пишут на бумажках. Вот студенческая поликлиника – это Голгофа студентов всех вузов города: большие очереди, иногда очень недоброжелательные врачи, выискивающие в рядах страдающих и больных студиозов-симулянтов. Правда, некоторые врачи относятся к слабослышащим весьма уважительно.

Местные знаменитости

Героем этого курса является Анна Федулова, лыжница, мастер спорта международного класса. Сейчас она в Златоусте участвует в тренировочном сборе, готовится к Олимпийским играм спортсменов с ограниченными возможностями. Анна – серебряный призер первенства Европы и зимних Олимпийских игр.

Алексей Цыганков и Наталья Смирнова – чемпионы России по стрельбе, Антон Халтузин – кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе.

Все эти ребята не раз выступали за честь университета и могут многим утереть нос своей ловкостью, удачей и самоотдачей в спорте. Те, кто относится к слабослышащим, как к инвалидам, заблуждаются.

Каждый день – преодоление

Ирина Геннадьевна Голова 20 лет работает переводчиком, с слабослышащими студентами она общается каждый день. Ее домашний телефон – переговорный пункт для родителей. Да-да, не удивляйтесь: у большинства ребят родители слышащие.

– Учатся мои ребята с утра до вечера, и я вместе с ними. Лекции приходится переделывать, подстраивать под них. На будущее они не загадывают, говорят, главное – выучиться, получить образование.

Не все родители отпустили их в чужой город со спокойной душой. Учеба – личная инициатива ребят, они учатся для себя и ради себя. К моему сожалению, почти все родители не знают язык жестов и мимики, не захотели учить даже ради собственного ребенка. Сначала в детский сад-интернат отдали, потом в школу-интернат, и все.

Свободного времени у моих студентов практически нет. Трудно им везде и во всем. Например, сделали нам как-то расписание ужасное: каждую пару из корпуса в корпус путешествовать надо. Лекция идет, а половины нет. Где? Заблудились. Пока им объяснишь на пальцах, как и куда идти, полпары прошло. Каждый день для нас – это преодоление трудностей.

Елена ПИТИРИМОВА.

Фото Александра САБОВА.

г.Владимир.

От автора.

Читала я заметку про швейцарского мальчика. Жил он в деревушке, родился глухонемым. И вот все жители этой деревни, чтобы он не чувствовал себя одиноким, выучили язык мимики и жестов. Каждый мог разговаривать с ним.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике