РЕФОРМА ШКОЛЫ

Учебные программы, как и портфели, бывают разные

Было время, сборы в школу столько головной боли как сейчас не
причиняли – купил в универмаге форму и клеенчатый портфель с
утятами, нарвал на огороде букет пестрых астр и отвел обожаемое
чадо в школу в соседнем дворе со словами: "Учись, сына, как твои
отцы и деды учились, старайся"!

Теперь ситуация в корне изменилась: перед будущими
первоклассниками открылось столько же дорог, сколько перед
выпускниками школ, а дидактических систем обучения теперь так
много, что можно в них и запутаться. Родители в панике и
сомнениях не знают, куда определить своего ребенка и не
прогадать.

За разъяснениями мы обратились к кандидату наук, доценту,
заместителю директора института усовершенствования учителей по
экспериментальной работе Елене Львовне Харчевниковой.

– Сегодня в начальной школе существует три дидактические системы
обучения, все они утверждены Министерством образования. Начнем с
традиционной системы, мы ее еще называем традиционно-обновленной.
Она, что называется, обкатана временем и довольно проста: педагог
объясняет своим подопечным новый материал, дает закрепляющие
задания, проверяет, через несколько уроков повторяет пройденное,
а потом устраивает контрольную. Цель, которую преследуют учителя,
– усвоение учениками предметных знаний и сопутствующее развитие
речи и памяти.

Но в этой же дидактической системе действуют несколько
образовательных моделей, которые и делают ее обновленной. Пока
они реализуются в рамках федерального эксперимента. Я имею в виду
"Школу 2100", "Школу XXI века" и еще совсем новую, но уже
успевшую полюбиться многим учителям "Гармонию".

Все эти программы и, соответственно, учебники довольно сложные.
Появляются темы, которые раньше в начальной школе не изучались,
например, осевая симметрия, а деление опускается в первый класс.
Таблицу умножения у Истоминой проходят с конца, разбирая, отчего
девятью девять – 81 и сколько будет, если девятки сложить не
девять раз, а восемь. Математика Л.Г.Петерсон с множеством
заданий на логику, развитие абстрактного мышления. Здесь дается
подход не просто к решению типовой арифметической задачи –
сначала с учителем, а потом самостоятельно, а подход к решению
задач вообще, схема работы с условием – уже на первых уроках дети
знакомятся с буквенными выражениями значений.

Несмотря на все сложности, учителя, поработав по этим программам,
уже не хотят возвращаться к старым учебникам.

– А две другие системы – это так называемое развивающее обучение?

– Совершенно верно. Сторонники развивающего обучения Д.Б.Эльконин
– В.В.Давыдов и Л.В.Занков стремятся сделать из учеников прежде
всего исследователей. Единый проблемный подход вовсе не означает,
что эти программы – близнецы-братья.

Система Занкова отличается дидактическими принципами обучения.
Во-первых, это обучение на более высоком уровне сложности.
Во-вторых, изучение материала более быстрыми темпами, новый
материал "переслаивается" повторением. В- третьих, это осознание
процесса учения, которое развивает рефлексивную позицию ребенка,
заставляет посмотреть на себя со стороны, задавать себе вопросы:
"Каков я есть?", "Что я знал и что узнал нового?".

Цель занковской системы – научить ребенка способам умственных
действий, добывать знания, спорить, анализировать, с помощью
несложных умозаключений формулировать те правила, которые он уже
потом прочитает в учебнике. Учитель лишь помощник, организующий
совместный поиск истин.

Усилия "давыдовцев" направлены на развитие логического мышления,
и ребенок должен уметь ставить цель, выбрать средства и пути
решения задачи. По словам авторов этой системы, ребенок будет
развиваться тогда, когда он станет субъектом собственной учебной
деятельности. Три школы области работают по дидактической системе
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: начальная школа в Радуге, школа N1 в
Собинке и школа N 2 в Киржаче. Остальные педагоги используют лишь
элементы этой системы.

– Но почему же так мало школ работают по этим программам?

– Дело в том, что прежде чем преподавать, учителя должны пройти
курсовую подготовку в столице в учебных центрах и получить
сертификат. Повышать собственную планку знаний следует постоянно.
Охотников тратить время и деньги на учебу очень мало. Поэтому в
основном сторонники развивающих программ, помимо немногих
продвинутых государственных школ, обитают в частных учебных
заведениях. Наша область занимается по традиционной обновленной
системе: это – 92% всех школ, по Занкову – 7%, по
Эльконину-Давыдову – 0,4%. И, конечно же, учитель сам определяет
для себя, в какой дидактической системе он будет работать, как он
будет строить учебный процесс.

– С каких лет сейчас берут в школу детей, и что изменилось в
начальной школе?

– В начальной школе сейчас происходит обновление содержания
образования. Надо смотреть вперед: образование сегодня должно
строиться на основе требований и прогнозов будущего. Только тогда
оно будет эффективно. На самом деле образование отстало на
несколько десятков лет от темпов изменения жизни в России и мире
в целом. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок состоялся в будущем
как личность и профессионал, надо повышать планку, стремиться к
большему.

В этом году детишек брали в школу с 6 и 6,5 лет. Но это не
значит, что такой набор обязателен для каждого. Если родитель
хочет, чтобы ребенок пошел в школу в 7 лет, это его право. Теперь
начальная школа – это 4 года обучения. Если мы говорим о
двенадцатилетке, то год прибавляем не сверху, как думают многие,
а снизу. Четыре года в начальной школе должны разгрузить
психологически и физически ученика.

Уже сейчас в плане эксперимента иностранный язык вводится со
второго класса как обязательный предмет. Планируется, что с
пятого класса дети в ближайшем будущем будут во всех школах
изучать второй иностранный язык факультативно. Сегодня
"обкатывается" и предмет "информационные технологии" в начальной
школе, но вскоре и он должен стать обязательным.

– А как определить, в какую школу отдать ребенка?

– Вопрос о выборе школы очень важен, и родителям следует
прислушиваться к психологам и учителям. При приеме в начальную
школу экзамены, тесты запрещены, с ребенком проводится
собеседование и выясняется уровень готовности к школе. С апреля
проводятся собрания с родителями будущих первоклашек. И если
учитель советует заниматься по традиционной системе, это не
значит, что ваш ребенок отстает в развитии, просто там ему будет
комфортнее.

Главное – не "вырывать" потом ребенка из начальной школы по каким
бы ни было причинам. Результаты такой "пересадки" из одной
программы в другую чреваты последствиями. И ни в коем случае
нельзя сравнивать знания, полученные ребенком в одной школе, со
знаниями ребенка другого учебного заведения.

Бывает так, что ребята, которые учатся по традиционной системе,
уже вовсю читают, а "нетрадиционники" все еще буквы изучают. Не
стоит волноваться, потому как методы обучения в каждой программе
свои, в итоге читать будут и те, и другие. Но как бы то ни было,
самой главной целью обучения в начальных классах является другой
момент: "научить ребенка учиться", сохранив при этом природную
любознательность и инициативу.

– Город участвует в эксперименте по обновлению структуры и
содержания общего образования. Хотелось бы узнать, какие это
школы?

– Во Владимире это – общеобразовательный лицей на ул. Горького,
школы N 37, 5, 2, 36, 32, 25 и 16. Основной "удар" взяла на себя
область: 114 школ, и это довольно много. Все учебники для
экспериментальных классов школами получены бесплатно. И школы
выигрывают от этого: учебники остаются у них, а это довольно
большие деньги, полный комплект учебников с дополнительными
пособиями на одного человека стоит до тысячи с лишним рублей.

– Очень много идет разговоров о профилизации в старшей школе. В
некоторых школах пытаются создавать профильные классы, но что-то
существенного из этого не получается.

– Несомненно, профилизация должна быть в структуре общего
образования. Но возникает много вопросов. Во-первых, как
проводить отбор? Во-вторых, каким должно быть содержание
образования, отражающего специфику профиля, и многое другое.
Нужны учебные программы, учителя должны быть готовы к работе в
профильных классах.

Подготовила Елена ПИТИРИМОВА.

Фото Рудольфа Новикова.

г.Владимир.

Кстати

На недавнем семинаре для педагогов начальной школы, прошедшем в
Белгородском государственном университете, автор учебника
"Азбука" Наталья Нечаева заявила, что сегодня 30 процентов
учителей России отдали предпочтение развивающей системе
образования академика Л.Занкова. По ее словам, эта система
ориентирована прежде всего на самостоятельный поиск решения
учеником. В отличие от традиционных задач, требующих зазубривания
правил, детям предлагаются задания на смекалку, ребусы и другие
развивающие игры. В Белгородской области уже немало специалистов
прошли курс обучения этой системе.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике