посиделки у еленки

Покемон как внук Барби и сын Бэтмана

На протяжении всей жизни нас сопровождают игрушки – немые свидетели многих событий, бдительные часовые детских комнат. Очень часто любимая игрушка хранится много лет, ее возят с собой совсем уже взрослые женщины и даже мужчины, полагая, что именно она приносит удачу. Взрослые игрушки – это всего лишь прихоть, детские же – необходимость, потому что именно через игрушку происходит познание детьми окружающего мира и себя в нем.

А тимуровцы нянчат внуков

Недолго мучилась старушка

В высоковольтных проводах,

Ее обугленную тушку

Нашли тимуровцы в кустах.

(Из детского фольклора).

Во все времена тяга детей к игре была неоспоримой. По количеству и видам игр существуют огромные различия как в разных культурах, так и в границах одного сообщества. В одних культурах детские игры очень просты, в других – сложны и тщательно продуманны, а иногда и абсурдны по своей жестокости. Было обнаружено, что дети играют в похороны или изнасилования, если им приходилось видеть такие события.

Ребятишки, родившиеся в странах, где идут войны или царят голод и разруха, в периоды затишья увлеченно гоняют мяч или играют в ту самую войну, которая лишила их нормального детства.

По данным психологов и социологов, в нашей необъятной стране выросло уже третье поколение недоигравших детей. Тимуровцы уже нянчат внуков и вяжут теплые варежки. Поколение "next", которым пугали обывателей, перестало жрать "кислоту" и любить "унисекс", начало приносить домой зарплату и ходить в школы на родительские собрания. А их дети теперь забавляются уже в другие игры, невеселые, агрессивные, индивидуалистические. В салки, казаки-разбойники, жмурки и лапту играет разве только детсадовская малышня, остальные заняты покемонами, барби, телепузиками, бэтменами, наручниками и пистолетами.

Служанки для Барби

С чего начинается детство у девочек? С Барби: Барби-наездница, Барби-принцесса, Барби-русалка, Барби-балерина, Барби-учитель – аж в глазах рябит. А девочкам нравится, они таскают куклы в садик, школу, демонстрируя ее достоинства и приданое.

Кстати, обратите внимание на то, как именно ваша дочь играет в куклы. Одни девочки предпочитают ассоциировать себя с куклой, то есть, играя, говорят: "Я надеваю новое платье, я иду в гости, ко мне пришел жених" – и так далее. Это означает, что с самооценкой у вашей малышки все о`кей. Другие девочки предпочитают кукле как бы прислуживать: "Я глажу для Барби юбочку, я делаю для Барби ужин". В этом случае в срочном порядке следует самооценку ребенка повышать, не мешает лишний раз дочери напомнить, какая она замечательная, умная и тому подобное – ну, не мне вас учить.

На самом деле кукла многое может "рассказать" о своей хозяйке ее родителям, нужно только поднапрячься и понаблюдать.

Кстати, исследования в разных странах показали, что до 65 процентов дошкольников выдумывают себе друзей. Яркий пример тому – Карлсон, в которого так упорно верил Малыш, так что в каждой сказке есть доля правды, не хватает крошкам нашим компании, общения в реальной жизни.

Неприятностей хотите?

Естественно, мальчики в куклы не играют, хотя бывают исключения. И тут же мамы, обеспокоенные дальнейшей сексуальной ориентацией своего чада, взамен подсовывают ему пистолет или машинку. А зря. Кукла помогает сформировать у мальчика внимательное отношение к девочке, а потом, во взрослой жизни, – к женщине.

Совсем недавно были популярны мячики-лизуны. Это ужасная гадость грязно-зеленого или коричневого цвета, которая расплющивалась по стене, оставляя пятна на обоях. Потом появилась игра "наклей-ка": журнальчики такие со стикерами, причем этих самых стикеров надо было собрать штук 300. Самым приятным был не процесс вклеивания и даже не выигрыш, а обмен. Каждый торговался, уступал или набивал цену (в зависимости от наклейки) и чувствовал себя почти бизнесменом.

Потом в телевизорах появились роботы-трансформеры, телепузики и покемоны. Покемонское приветствие "Неприятностей хотите?!" и так далее наизусть выучили тысячи мальчишек и девчонок. И не надо бояться за свою жизнь и честь, когда из лифта на тебя вываливается сопливый малец с воплем "Пикачу" – это игра у них такая.

А между тем мальчиков на полках в магазинах поджидает куча всяких заводных страшилищ и чудищ, масса оружия, сделанного очень правдоподобно, роботы и бэтмены. И даже конструкторы, детали для каждой модели разложены по пакетикам – минимум умственных усилий, моментальный результат.

Многие родители обеспокоены просьбами мальчишек купить наручники, игрушечную дубинку – вдруг маньяком или ментом станет? Понаблюдайте, как мальчик играет с наручниками. Если заковывает Змея Горыныча, поселившегося в темноте, проблем нет. Таким образом он восстанавливает попранную справедливость. Ну а если с шашкой наголо бросается на первого встречного, пора сходить к психологу и начать вышивать крестиком.

Игры под запретом

Компьютерные игры – это отдельная песня, сегодня они очень популярны. И нынче крутизна, а также статус "белая кость, голубая кровь" среди подростков определяется наличием компьютера, громогласных колонок, клевой видеокарты и модема. Компьютерные клубы стригут купоны на тех, кто не может позволить себе подобной роскоши, кто тянется туда за очередной дозой эмоций, выброса адреналина.

Подростки играют во все подряд. И если наивные родители думают, что их дитятко бродит по экрану, собирая волшебные сосуды и цветочки, побеждая драконов, или играет в футбол, – о, как они ошибаются! Дитяткам нужна кровь, выстрелы, убийства. Одна из самых любимых игр молодежи "DOOM", "Blood" и "Duke Nukem 3D".

Между тем, в Бразилии шесть видеоигр, которые содержали сцены насилия, были запрещены под тем предлогом, что они провоцируют насилие в реальной жизни. Под страхом штрафа в 10 тысяч долларов продавцы убрали с прилавков "DOOM", "Postal", "Mortal Kombat", "Requiem", "Blood" и "Duke Nukem 3D". И этот случай был не первым, когда компьютерные игры подвергались гонениям. "Carmageddon" была запрещена в Европе в связи с тем, что в этой игре имелась возможность сбивать прохожих, в том числе детей и пожилых людей. В прошлом году правительство Австралии воспрепятствовало распространению "Grand Theft Auto 3" из-за сцен насилия и жестокости.

Некоторые игры, ориентированные на взрослую аудиторию, содержат слишком откровенные сцены или позволяют игроку выступать на стороне зла. "Soldier of Fortune" дает возможность установить разные уровни реалистичности, на одном из которых можно видеть не только кровь, но и вывалившиеся кишки, что весьма неприятно. Радует, что практически во всех играх предусмотрены специальные режимы, позволяющие отключить или свести к минимуму жестокие или "взрослые" сцены. Вот только пользуются ли этими режимами те, кто в эти игры играет?

Оптимистично то, что 90 процентов самых продаваемых игр 2001 года подходят детям в возрасте от 6 лет. И даже игры, предназначенные для совершеннолетних, как правило, подают насилие и жестокость в некой гипертрофированной, "мультяшной" форме. Подавляющее большинство игр проводят четкую линию: главный герой на стороне добра, наказания достойны лишь "плохие ребята" или злобные монстры, а случайное или намеренное убийство невинных людей приводит к наказанию.

В конце концов, в какие игры (компьютерные или обычные) играют дети, как они их воспринимают и к каким вещам из мира взрослых они имеют доступ – это проблема, прежде всего, родителей. Ответственность за воспитание подрастающего поколения не может нести индустрия развлечений и мода. Мы и только мы в ответе за наших детей, и давайте не будем об этом забывать.

Елена Питиримова.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике