16+

могилка для Шарика

после жизни

могилка для Шарика

Во Владимире есть тайное кладбище домашних животных. Оно незаконно, потому бывшие владельцы собак, кошек и хомячков не афишируют место захоронений

На учете во Владимирской городской ветеринарной станции две тысячи домашних собак (вакцинируемых). Бродячих никто не считал. Ловчие "Спецавтобазы" ежегодно собирают с владимирских улиц четыре тысячи собак. Но реальное число и тех, и других четвероногих куда больше официальной статистики.

Век собачий куда короче человеческого. Впрочем, как и других квартирных животных. Приходит время, и перед каждым владельцем встает вопрос – где похоронить любимца. Лишь единицы владельцев отдают на усыпление больных или немощных четвероногих друзей. Коллективный скотомогильник под Разлукино – их удел. Впрочем, основная часть похороненных в Разлукине – бродячие собаки, отловленные бригадой "Спецавтобазы". А остальные?

"Это были
дети мои"

– Я на этом кладбище все могилки знаю, потому что началось с моих псов еще десять лет назад. Знакомые рядом тоже хоронили своих животных. А еще где? Альтернативы нет! Мне очень дороги мои дети. Да, дети! Я человек одинокий. С детства занималась гимнастикой. Потом была травма позвоночника. Жить не хотелось! Мне подарили овчарку, потом у нее появился щенок. Если бы не они, эти двое детей, я бы не выжила. Они заставили меня полюбить жизнь. Когда одна собака умерла, я не в силах была увезти ее к себе в сад. Вышла за Пекинку подальше. Похоронила. Через два года рядом вторую. Бываю на этих могилках очень часто. Приношу розы. Других собак не завожу – я однолюб.

В Москве тоже есть нелегальные кладбища домашних животных. Семь лет назад появился проект погоста для животных. Его одобрил мэр. Дело замерло после того, как встал вопрос о выделении городской земли. Альтернативщики предложили виртуальный вариант. Так появился сайт в Интернете – www. grief.narod.ru. Организаторы уверяют, что на сайте можно бесплатно разместить фото умершей зверюшки и эпитафию.

В Москве есть крематории для домашних животных и ряд фирм, специализирующихся на похоронах животных. В комплекс услуг включают выезд на дом, кремацию и выдачу урны с прахом. Стоимость, например, кремации кошки – 500 рублей, попугая – до 50 долларов, собаки – до 150. В "Скорой ветеринарной помощи" доктора Капенко даже за отдельную плату можно поприсутствовать на кремации животного.

Как у нас

Секретный некрополь

… Об этом затаенном месте я узнал случайно. Соседу-пенсионеру выделили участок под картошку за Пекинкой. Перекур от сбора колорадских жуков он устроил в тени берез соседней с огородом лесополосы. И натолкнулся на захоронения. Сначала подумал – бомжи. Посмотрел повнимательнее – таблички на холмиках свидетельствуют, что это не так. Местом для владимирского кладбища домашних животных стал участок в Добром, за дорогой Москва – Уфа.

Здесь многое действительно напоминает погост. Местечко ухожено. Несколько десятков холмиков в два ряда. Некоторые длиной в полтора метра. На могилах – венки, живые цветы. Тут же отшлифованные валуны – вместо памятника. Поминальные таблички: " Любимая Зоя! Спи спокойно. Мы тебя любим. 8.04.2002 г."

Деревьям, что окружают кладбище, не один десяток лет. Земля испещрена толстенными корнями. Выкопать здесь, пусть даже метровую яму, – изрядно попотеть и взрослому человеку. По всему – захоронения делали не дети.

Владельцы собак заявили, что ни за что не отдадут своих животных на усыпление: "Пусть умрут своей смертью… А похороним в саду или в лесу". Для человека, не питающего любви к братьям нашим меньшим, такое может показаться блажью.

Официально

Дмитрий Староверов, главный
государственный ветинспектор г. Владимира:

"Владимир – не Москва,
нам бы нормальный скотомогильник"

– Под Разлукино "Спецавтобаза" отвозит выловленных и усыпленных бродячих собак. Предварительно экскаватором роется траншея. Туда сбрасываются трупы животных. Когда наполняется доверху, засыпается землей, а потом это место разравнивается трактором. По санитарным нормам все должно быть не так – должны делаться бетонированные пятнадцатиметровой глубины ямы. К сожалению, это только в проектах.

Владимир – не Москва. В столице есть фирмы, которые неплохо зарабатывают даже на гробах для собачек. Богатые москвичи себе такое могут позволить, а власть санкционировать частные захоронения. У нас, как видите, иные проблемы. Тем не менее к самостоятельным захоронениям домашних животных отношусь негативно. Когда человек умирает, обязательно заключение врача. А для животного – тем более. Причина одна – очень много инфекционных заболеваний. Даже трупы бродячих собак перед захоронением в скотомогильнике осматривает специалист. Совсем недавний случай. Хомяк покусал ребенка. Вскоре животное умерло. Его закопали у дома. Укусы на руках девочки долго не заживали. Мы попросили откопать трупик животного для экспертизы – у хомяков распространена инфекция бешенства. Увы, сделать нормальные анализы мы не могли – за неделю в земле хомяк разложился. Пришлось на всякий случай девочке делать профилактические уколы от бешенства. Случается у животных сибирская язва. При этом заболевании животных вообще нельзя закапывать – только сжигать. Если мы выявляем подобные опасные инфекции, животные после усыпления кремируются под строжайшим контролем в ящурном институте. Кстати, бешенством могут заболеть любые животные. Не только собаки и кошки. В этом году во Владимире уже зарегистрировали один такой случай. В области несколько таких случаев. Полтора года назад от бешенства умер мальчик, которого покусал енот.

Как у них?

В Кронштадте также есть неофициальное кладбище домашних животных. Об этом рассказала тамошняя жительница Наталья Федорова (на фото), приехавшая погостить к родственникам во Владимир. Власти не возражают. Место выбрано на краю острова.

В Англии конкуренты изощряются в похоронном бизнесе для животных. Вплоть до прижизненного заключения договора о будущих похоронах. При желании на кремацию можно заказать священника.

Подготовил Александр КЛЫГИН.

Фото автора
и Ольги стрелецкой.

г. Владимир.

Просмотры: