ЖЭКи победимы – доказал владимирец Николай Архипов

ЖЭКи победимы - доказал владимирец Николай Архипов. Правда, для этого ему понадобилось два с половиной года хождений по судам и инстанциям

против лома есть приемы

ЖЭКи победимы – доказал владимирец Николай Архипов

Правда, для этого ему понадобилось два с половиной года хождений по судам и инстанциям.

Копеечное дело?

По решению Фрунзенского суда Владимира с НГЧ-1 Горьковской железной дороги в пользу Архипова взыскано: перерасчет оплаты коммунальных услуг (54 руб. 60 коп.), сумма индексации (65 руб. 92 коп.), компенсация морального вреда (200 руб.) и судебные расходы (57 руб. 65 коп.).

Копеечное дело, скажете? Такие иски в судах не любят. Есть симптоматичные строки в заявлении в суде: "На судебном заседании 28 апреля 2000 г. был задан судьей вопрос мне, истцу, о том, почему другие не жалуются".

Найдется немало граждан, готовых понять и поддержать позицию судьи. Страшно представить, что будет, если все обиженные на полтинник ринутся писать такие иски. Этой лавиной бумаг буквально завалит наших немногочисленных отправителей правосудия.

Но победа и позиция Николая Архипова важна и нужна для общества. Она была бы ценна даже в том случае, если бы речь шла о нарушении прав одного человека. А тут и вовсе его прецедент имеет огромную перспективу умножения. До количества граждан, обслуживаемых этим самым НГЧ-1 (дистанция гражданских сооружений). И даже больше – до населения города, области. Представьте общую сумму переплат по всему региону.

Обращение Архипова в суд – это попытка бороться за прозрачность и честность выставляемых нам счетов за коммунальные услуги.

Антимонопольное ведомство – не помощник

А кто нам помощник? В стране для защиты прав граждан есть целое Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

– На обращения населения в этом ведомстве, – сказал правозащитник Сергей Дулов, – должны реагировать так: "А ну-ка, кто тут граждан обижает. Вот мы его ужо накажем!".

Отчего же было Николаю Архипову не рассчитывать на поддержку антимонопольного ведомства. Он обратился в территориальное управление: сделайте, мол, запрос о параметрах теплоносителя в восточном районе Владимира. Отдельные сведения просачивались в печать, но они очень отличались друг от друга, вызывали сомнения.

Вот, к примеру, документ, подписанный тогдашним начальником владимирского управления ЖКХ В.Грачевым. В нем отмечается, что за отопительный период 1998-1999 годов отклонение – снижение температурного режима теплоснабжения города от утвержденного температурного графика – приблизительно составило 7 процентов. За ноябрь – 22 процента.

"Почему "приблизительно", если за каждый месяц и даже каждую декаду у энергетиков имеются точные данные?" – подумал Архипов.

Сомнения – в пользу пострадавшего

Так зародилось сомнение и желание проверить счета коммунальников НГЧ на соответствие их понесенным затратам. В том, что его обманывают постоянно, Архипов не сомневался. В 1997 году он через суд уже заставил эту организацию вернуть ему переплату в 50 рублей. Тогда две стороны решили дело полюбовно. НГЧ признало претензии клиента.

Теперь дело обстояло серьезнее. Николаю удалось получить бумаги по температурному режиму, работе теплосети за отопительный период 1997-98 годов. Мы и не предполагали, какой это нужный для потребителей коммунальных услуг документ. Он с коррекцией на погоду содержит данные нормативной температуры теплоносителя и фактической. Вот первая декада февраля 1998 года. За окном минус 13,8 (средняя за декаду температура). Норматив на подачу – 92 градуса и обратку горячей воды – 53,7. Фактически цифры – 74,2 и 40,3 градуса. Налицо недогрев радиаторов.

По распоряжению мэра за недоданное тепло следует производить перерасчет. В любом домоуправлении вам скажут, что они это делают. Мы все время от времени получаем плюсом небольшие суммы. Но кто-нибудь пытался определить степень соответствия данных исчислений температурному режиму? Вряд ли. Архипов захотел это сделать. Поддержать его могло антимонопольное управление, куда он и обратился.

Неделю ждал Архипов ответа. 22 сентября 1999 года руководитель управления В.Шарапов прислал отписку: "Владимирское территориальное управление МАП России предлагает вам обратиться по данной проблеме с исковым заявлением в судебные органы, которые (внимание!) могут официально запросить необходимую информацию непосредственно у ОАО "Владимирэнерго" или поручить сделать это антимонопольному управлению".

Почему подобное поручение не в праве дать гражданин? Может быть, это такое плевое дело, что и разговаривать не следует? Пусть запросит данные суд, ведь от этого ничего не изменится.

Некомпетентный суд

А вот и нет. Суд оказался в запросах не очень компетентным. Архипов все время подталкивал судью. 3 мая 2000 года: "Прошу суд произвести запрос". 14 ноября 2000 года: "Прошу еще раз суд произвести запрос". 16 января 2001 года: "Прошу в третий раз произвести запрос на предмет дачи сведений о графике режима теплоносителя МП "Тепловые сети".

Через полтора года после подачи заявления была возможность остановить поток ненужных бумаг. В это время избирателя Архипова поддержал депутат ЗС Казаков. Он сделал нужный запрос и через 10 дней получил ответ. Случилось это 29 июля 2000 года. Казалось бы, суду следовало принять к производству официальные сведения о параметрах теплоносителя, полученные избирателем от депутата. Все-таки – официальное лицо. Вместо этого, как видим, продолжается рассылка запросов наугад.

Прошел еще год. Дело закончилось тем, что судья С.Белякова написала-таки директору ОП "ВладТЭЦ" В.Мергеневу, просила его подтвердить или опровергнуть сведения, сообщенные им депутату ЗС. Но почему "или опровергнуть"? Причина такого предположения объясняется в том же запросе. Белякова указывает на то, что "из ответа N 03/173 от 18.01.02 г. ТЭЦ, поступившего в суд, усматривается, что "ВладТЭЦ" такими сведениями не располагает".

А как на самом деле? Конечно, депутата ЗС никто не обманывал. Сведения, данные ему однажды, были подтверждены. Суд состоялся.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

Фото Рудольфа НОВИКОВА.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике