16+

Дворянин Обидин связался со всем миром

ПЕРСОНА ГРАТА

Дворянин Обидин связался со всем миром

Вязниковец Донат Андреевич Обидин в одном из конкурсов "Призыва" получил специальный приз. Чтобы узнать отобранную для задания картину Клода Моне, ему потребовался один-единственный фрагмент. И это неудивительно: у него богатейшая в Европе коллекция открыток. Но не только этим замечателен единственный в Вязниках представитель российского дворянства.

Особая стать

По мужской линии семья Обидиных всегда была связана с механизмами. Прадед был первым механиком, установившим паровую машину Уатта в Вязниках (сейчас она заняла место в музее, а не так давно ею заинтересовался ирландский музей паровых машин). До революции отец Доната Андреевича, Андрей Иванович, работал в Москве в компании по закупке автомобилей для России. В 1920 году его дядя поселился в США, где устроился в мастерские Голливуда по обслуживанию киносъемочной аппаратуры. Получил несколько десятков патентов на изобретения.

С приходом большевиков отец Доната был поставлен начальником горкомхоза и спас свою жизнь тем, что по справедливости распределил присланные на весь город две пары галош. Но помнят его в Вязниках не только за это. В 30-х годах было принято решение взорвать местный Казанский собор. На его колокольне были часы. Вот их-то Андрей Иванович, не мешкая, отправился спасать в столицу. Добился приема у одного из важных людей и вернулся с охранной грамотой, разрешавшей часы с колокольни снять и установить в нужном для города месте. Вскоре из Москвы пришло письмо: "У нас был Андрей Иванович Обидин. Удалось ли ему перенести часы?" Когда факт подтвердили, из первопрестольной пришла отцу премия за гражданский патриотизм – кожаная куртка на меху.

От Джины Лоллобриджиды – с любовью

Донат Андреевич пошел по учительской стезе. Имея диплом преподавателя немецкого языка, благодаря своей эрудиции вел почти все предметы гуманитарного цикла. В школе рабочей молодежи обучал учащихся истории искусств, мировой художественной культуре, эстетике, истории, географии, астрономии, литературе, русскому языку, религиоведению, краеведению. Всю жизнь интересовался искусством. Коллекция "Изобразительное искусство в открытках" насчитывает более 500 тысяч экспонатов. Ведет переписку со всеми известными музеями Европы – Лувром, Прадо, венской Альбертиной.

Первой же заграничной корреспонденткой Доната Андреевича стала в 1955 году Джина Лоллобриджида – любимая итальянская киноактриса Обидина. Ее адрес он нашел в журнале "Молодежь мира" и попытал счастья. Попытка принесла три письма и два фото с автографами. А в 1957 году журнал помог Обидину попасть на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. В номере, посвященном его открытию, было опубликовано письмо вязниковца к молодежи мира. Если каждый молодой человек будет иметь друзей в разных странах, воевать будет некому – логично предположил Донат Обидин. В журнале сочли эту фразу очень мудрой и прислали ее автору приглашение на фестиваль.

Переписка с заграницей еще раз помогла Обидину, когда он, следуя традициям предков, решил серьезно заняться благотворительностью. Донат Андреевич попросил откликнуться наших бывших соотечественников, эмигрировавших из страны. Сразу несколько человек – из Германии, Бельгии, Франции, Италии – не оставили без внимания обращение вязниковца. За три года бывшая москвичка Елена Портнова, а ныне гражданка Италии, прислала сто посылок для детей из малообеспеченных семей. Год назад стала помогать Людмила Чеккини, внучка вязниковского фабриканта Сенькова, также живущая в Италии.

Однако еще одна общая давняя беда бередила душу Доната Андреевича. В вязниковских госпиталях, точнее – в пересыльных пунктах, умерли от ран военнопленные еще первой мировой войны: 20 человек похоронены на Покровском кладбище. В память о них (с "благословения" вязниковских властей) на погосте появился католический крест. По предложению Обидина еще один был установлен в Нововязниках. Настоятель католического храма во Владимире отец Стефанио совершил на обоих кладбищах обряд поминовения.

О захоронениях Обидин написал и в посольства Австрии, Венгрии, Италии, Германии, Словакии, Югославии – их сыны лежат в вязниковской земле. Ему ответили, и в Вязниках ждут представителей Германского народного союза по уходу за военными могилами, посланцев из Австрии.

"Мне интересны человеческие судьбы"

Донат Андреевич активно печатается в местной прессе. С публикациями духовного направления знакомит епархиальное управление (за что недавно получил от архиепископа Евлогия благодарственное письмо), Комитет по правам человека и музей, и общественный центр им. А.Сахарова. В музее завели специальную "обидинскую" папку, записали его в волонтеры своей библиотеки. Есть у Обидина контакты и с Московским богословским институтом. Собранные им материалы стали основой первого тома книги о репрессированных священнослужителях. Сейчас готовится второй.

О результатах своей работы вязниковец извещает Российское дворянское собрание, и без его участия не обходится ни один номер "Дворянского вестника". Заинтересовался Д.А.Обидиным и музей истории и культуры старообрядчества, начинающий сбор материала об исследователях староверчества с целью издания справочника.

Мимо Доната Андреевича не проходит ни одна чужая публикация о вязниковцах. Газетные вырезки составляют особую коллекцию. Чтобы узнать подробности о том или ином земляке, Обидину приходится порой проявлять недюжинное упорство. Так, он целый год вел переписку с редакцией газеты "Труд", чтобы получить адрес автора заметки о вязниковце Черникееве – морском офицере, награжденном за участие в Цусимском сражении Георгиевским крестом. В Англии он основал известную фирму по производству приборов для морского флота.

Без дела Обидин не сидит. Предложил присвоить имя вязниковского фабриканта Сенькова местному краеведческому музею. Таким образом, по его мнению, можно воздать должное меценату, подарившему городу коллекцию картин. Есть и еще задумка у Доната Андреевича: сделать Вязники городом-побратимом германского Ульма (в его названии фигурирует слово "вяз"). У настырного вязниковца лежит уже три письма от бургомистра Ульма. Дело за вязниковскими властями.

А недавно еще одно дело появилось. Во Владимире вышел учебник "История Владимирского края" с грубыми ошибками, с "темными пятнами" в отношении Вязников. Опять неспокойно Донату Андреевичу: связался со всеми краеведами области, предложил высказать свое мнение об "их" главах… И как только времени человеку на все хватает? Загадка…

Светлана ЛИФАНОВА.

Фото из архива автора.

г.Вязники.

Просмотры: