шаг навстречу

ЛЮБОВЬ да ЮРИЙ

их "СВЕТ" дал НАДЕЖДУ ОСОБЫМ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ

Владимирцы Юрий и Любовь Кац – муж и жена. Воспитывают сына Мишу, которому исполнилось 18 лет. У сына детский церебральный паралич, и, несмотря на возраст, самостоятельная жизнь для него пока трудна. Миша почти не говорит, однако родители нашли с ним общий язык. Более того – обучили чтению. Хотя такие дети, как он, ранее педагогами считались необучаемыми. Вот почему сесть за школьную скамью Михаилу было не суждено. Супруги Кац не стали сдаваться на милость рока и решили организовать Ассоциацию родителей детей-инвалидов "Свет" (АРДИ). Потому что поняли: в одиночку со своей проблемой не справиться. Только сообща можно обратить внимание общества на беды и нужды этих детей.

В одном Владимире проживает более сотни детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. "Свет", по сути, взял на себя обязанности государства. Создал по области так называемые "школы жизни", где опытные специалисты ставят детям речь, учат письму и счету, а также навыкам самообслуживания – завязывать шнурки, разогревать пищу, ходить в магазин.

Сивка-бурка – терапевт

А четыре года назад супруги освоили еще одно невиданное в области восстановительное средство для детей-инвалидов – иппотерапию, лечебную верховую езду на лошадях (ЛВЕ). Глава фермерского хозяйства, известного в городе как бывший совхоз "Коммунар", пошел навстречу "Свету" и выделил для занятий две лошади. Семья Кац это событие восприняла как прорыв.

Мы приехали на конюшню в обеденное время. Юрий и Люба со своими питомцами Михаилом, Семеном Сидоренковым, Павлом Гавриловым и Сашей Кузьминовым хлопотали возле стойла. Лошадь Гамма принесла недавно жеребенка, поэтому за ней нужен особый уход.

– Об иппотерапии я узнал после знакомства со столичным детским экологическим центром "Живая нить, – рассказывает Юрий Кац. – Поначалу сомневался, стоит ли перенимать опыт москвичей. Ведь содержание лошади – удовольствие не из дешевых. Хорошо, нашлись добрые люди, помогли. ЛВЕ принесла положительные результаты. Дети научились садиться верхом на лошадь, держать равновесие, некоторые стали самыми настоящими наездниками. Вы бы видели их – глаза от радости светятся! Налицо и лечебный эффект. У Миши выпрямилась спина, Женя стал лучше ходить, Ира и Денис стали общительными и уверенными в собственных силах.

Саша Зайцев – тренер на занятиях иппотерапией. Он студент пединститута, учится на коррекционного педагога. Будущая специальность привела его в АРДИ "Свет". Саша любит приводить пример с Виталиком Дубинским, который после длительных занятий лечебной верховой ездой встал на ноги. До этого он передвигался исключительно на инвалидной коляске!

А вот что говорит доброволец "Света" Алексей Щерба:

– Иппотерапия лечит не только тело, но и душу. Управляя лошадью, ребенок чувствует себя сильным. Появляется уверенность, и ребята просто забывают о своих болезнях. А это, согласитесь, уже поворот в сознании.

Светлана Сидоренкова гордится своим пятнадцатилетним сыном Семеном. В прошлом году он занял первое место в открытом первенстве Москвы по конному спорту в рамках специальной олимпиады. И это не единственная победа владимирцев. На московском первенстве Женя Савичев занял пятое место.

Борьба за здоровье Семена для Светланы началась с рождения сына. У него левосторонний парез, также парализованы мышцы челюсти. Разговаривает Семен и сейчас неважно, а вот осанка у него хоть куда, мышцы ног укрепились, от хромоты – ни следа. Спасибо иппотерапии.

– Раньше я его на улицу боялась отпускать, – признается Светлана Геннадьевна. – А теперь уверена, что с ним ничего дурного не случится. Да вы посмотрите, здоровый парень!

Многие родственники детей-инвалидов жалуются на непонимание со стороны общества, насмешки прохожих и косые взгляды сослуживцев. Вовсе не обязательно, что "особых" детей будут травить в школе и на улице, но сама атмосфера в обществе навязывает им ощущение, что они не такие, как все. Здесь очень многое зависит от позиции взрослых. АРДИ "Свет" как раз работает в этом направлении. Что нужно сделать, чтобы из "особых" детей вырастали не иждивенцы, а полноправные, полезные члены общества? Как показывает опыт, выход есть, прежде всего, в развитии системы образования.

Эти люди
не обуза

Наталья Жигалова – кандидат медицинских наук. Она занимается вопросами здравоохранения во Владимирском горсовете.

– Проблема интеграции в общество людей с ограниченными физическими и умственными возможностями существует во всем мире, – говорит Наталья Дмитриевна. – И вовсе не значит, что эти люди только нагрузка для общества. В Японии, например, есть слабоумный музыкант, и японцы им справедливо гордятся. У нас же пошли по самому неудачному пути: инвалидам платили пенсию и старались их изолировать от общества. В итоге мы получили людей, нуждающихся в постоянной опеке, озлобленных, не умеющих общаться ни с окружающими людьми, ни друг с другом. В Швеции в детских садах группы формируют так, чтобы в них ходили как здоровые дети, так и дети-инвалиды, причем разного возраста. И тогда ребенок четко усваивает, что у детей могут быть неодинаковые возможности. В американских школах в одном классе вместе со здоровыми ребятами могут учиться глухие и даже дети с нарушениями интеллекта.

В России таких детей учили отдельно – во вспомогательных школах. При этих школах существовали специальные классы, где обучались ребята с серьезным нарушением интеллекта. Но так как работать с ними очень сложно, классы чиновники со временем прикрыли. А медико-педагогические комиссии стали клеить детям ярлыки "необучаемые". Но необучаемых детей нет, а есть педагоги, которые не умеют или не хотят их обучать.

Чудеса творим сами

"Школам жизни" удалось доказать, что необучаемых детей быть не может. (Кстати, Министерство образования отказалось от термина "необучаемый"). Например, одна из "необучаемых" девочек после прохождения курсов в "школе жизни" смогла учиться в обычной школе. А другие поступили во вспомогательные классы. Пожалуй, самый впечатляющий результат произошел в прошлом году, когда целый класс "школы жизни" перешел учиться во владимирскую вспомогательную школу N 12. Это рекорд.

– Наши ребята еще и деньги научились зарабатывать, – улыбается Любовь Ивановна. – Летом убирают в городском парке мусор, выполняют общественно полезные работы.

Супруги Кац пошли дальше: для того, чтобы сформировать у людей положительное отношение к детям-инвалидам, создали "Театр дружбы и добра особенных детей". Все роли играют те самые "необучаемые" дети. Ребята с удовольствием гастролируют по области. Уже дали более восьмидесяти спектаклей, совершенно бесплатно.

А с чего всё начиналось? Любовь и Юрий боятся оглядываться назад. Столько дел – больших и малых – было сделано. "Чудеса надо творить своими руками" – их девиз.

Андрей ТРОХИН.

г.Владимир.

Фото Сергея Скуратова.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике