16+

Волковский уехал, но обещал вернуться

В воскресенье во Владимире завершились гастроли ярославского Академического театра драмы имени Волкова. Гастроли прошли очень успешно, спектакли пользовались неизменным успехом у владимирской публики.

На суд зрителей ярославцы привезли четыре постановки: пьесу Александра Володина "С любимыми не расставайтесь" (постановка главрежа театра Сергея Пускепалиса), комедию "Тетка Чарлея" столичного режиссера Сергея Яшина, лирическую комедию "Бульвар удачи" (режиссер Вадим Дербенев) и мелодраму "Соло для часов с боем" (Анатолий Бейрак).
Как отметил директор Борис Мездрич, последний раз ярославский театр был на гастролях во Владимире в 1989 году. Затем в 1999 году был с одним спектаклем на фестивале "Владимирские встречи".
"Каждый девятый год мы докладываем владимирским зрителям, что такое ярославский театр. Вчера я был на открытии гастролей владимирского театра в Ярославле, показывали "О.Е." – полный зал, владимирцев очень хорошо приняли. А владимирский театр последний раз был в Ярославле 2005 году на Волковском международном фестивале. Вот все, что между нами было. Это трагедия. Два соседних старинных города, и такие недостаточные взаимные отношения! Такое ощущение, что между ними стена. Наши взаимные гастроли устраняют историческую несправедливость".
О директоре театра им. Волкова Борисе Мездриче стоит сказать отдельно. Борис Михайлович – один из самый успешных театральных менеджеров России. Под его началом была проведена масштабная реконструкция Омского театра драмы, а Новосибирский театр оперы и балета стал приглашать таких талантливых театральных деятелей, как режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис. В результате без новосибирских постановок не обходится теперь ни одна "Золотая маска". Так что Мездрич в ярославском театре, по сути, антикризисный управляющий. До его прихода театр пребывал не в самой лучшей творческой и хозяйственной форме.
Как говорит Мездрич, "наша задача – научить актеров не наигрывать, не орать, не давить; научить другому существованию на сцене. Это большая задача и в один сезон ее не решить".
Первые ощутимые сдвиги за год его правления уже есть. Например, приглашен в театр на должность главрежа Сергей Пускепалис, ученик Петра Фоменко. Он не только талантливый режиссер, но и не менее одаренный актер. Пускепалис – обладатель призов за лучшую мужскую роль на "Кинотавре" в картине "Простые вещи" и XLII Международном кинофестивале в Карловых Варах. (Он привозил во Владимире свою постановку "С любимыми не расставайтесь"). Критики оценили это как первый успех театра драмы им. Волкова в новом качестве. А в 2012 году Волковский театр ожидает глубокая реконструкция.
Кажется, первая русская сцена находится в надежных руках.
В воскресенье ярославцы показали спектакль "Тетка Чарлея". Это легкая, искрометная комедия. На прощание публика устроила актерам овацию. По окончании спектакля мы взяли интервью у народной артистки России Татьяны Ивановой, исполнившей роль Донны Розы д`Альвадорец, приехавшей из Бразилии.
– Татьяна Борисовна, вы сегодня играли в молодежном спектакле. Как вам играется с молодыми? Вы чувствуете, что они другие?
– Да, они другие. Как время другое, так и молодежь сейчас другая. Они легки, мобильны. Мы, старшее поколение, все время себя "грузим", думаем о психологическом рисунке, готовимся к выходу на сцену.
– И о системе Станиславского:
– Да, где-то так. Мы еще следуем старой школе. А они, как вам сказать? Они более легкие. Выходят на сцену и летят. И я завидую молодости, их какой-то бесшабашности и чувствую, что зритель понимает их. Может, оттого, что зритель сам молодой? Молодежь другая. Но все равно она прекрасная, она талантливая, она по-своему умная. Сейчас в Волковском театре молодежь много играет. Очень. И такая тенденция вообще в театре. Идет перестройка на молодежный репертуар. Это прослеживается и в подборе пьес. У нас молодежь занята в каждом спектакле.
– Вам с ними легко?
– Легко.
– Легкость у молодежи есть, а глубина?
– Смотря что понимать под глубиной. Я вижу, что они играют своих ровесников, своих современников. Поэтому, может, им и не надо глубоко погружаться в образ и много работать над перевоплощением. Все у них, по-моему, ладится. Но иногда я вижу, что скользят по поверхности. Предположим, можно было в какой-то момент что-то поглубже оценить. Я отношу себя к старшему поколению, поэтому замечаю это и стараюсь помочь. Их не надо дергать, учить чему-то. Все приходит с опытом. Сцена их всему научит. Они с возрастом будут подходить к роли, надеюсь, более глубоко. А сейчас берут своей энергетикой.
– Когда вы приезжаете на гастроли, это же не только новые впечатления, но и большая ответственность. По вам судят о театре. И о каком театре! Волковский – первая русская профессиональная сцена.
– Вообще каждый спектакль – экзамен. Особенно, когда премьера. А уж гастроли! Это серьезное испытание. Новый зритель. Своего зрителя-то мы знаем. И нас знают. Идут на актера, на определенный спектакль. А здесь мы привыкаем друг к другу. Мы хотим, чтобы нас любили. Эта профессия позволяет "взять" зрителя, завоевать его.
На новой сцене всегда волнуешься – обязательно. Много неожиданностей. Владимирская сцена меньше, чем наша. Привезли усеченное оформление "Бульвара удачи". Сегодня у нас так все перекрутилось, перевернулось, что мы с Ольгой Старк не могли даже красиво выйти. Мы с ней, словно мышки, протискивались.
Ваш зритель нас покорил. То ли мы гости, то ли действительно им понравились. Такая бурная реакция, в некоторых местах даже неожиданная. И аплодисменты, и смех, и ахи-охи. Мы слышали, что публика "живет".
– Публика сейчас в театр ходит все больше ради развлечения. Вам не грустно?
– Грустно. Идут хохотать. Однажды слушала известную актрису по телевидению. И она вдруг заявила, что рассмешить зрителей труднее, чем заставить заплакать. Я бы с этим поспорила. По-настоящему зацепить их чувства, заставить их не рыдать, а сделать так, чтобы у них сжалось сердце, сложно. У меня были две такие роли, и я чувствовала, что проникаю в зрительские сердца своим драматизмом. Это "Медея" и "Старый квартал". Я драматическая актриса. Мне не хватает драмы и серьезного материала.
Вы правы, смеха много. В театре – ха-ха. По телевизору – ха-ха. Шоу-моу. И мы этому потакаем, нате, смейтесь. Но миссия искусства не только в смехе, оно должно побуждать к размышлениям. Думать, работать головой и сердцем. Это сейчас в дефиците. И у нас в репертуаре театра очень часты комедии. Мы уже боимся драмы, трагедии. Администрация озабочена тем, как бы привлечь зрителя. А зритель что-то тяжелое не любит. У нас замечательный спектакль "Король Лир" был, "Медея", трагедия.
– У нас литовский режиссер Линас Зайкаускас поставил "Короля Лира", спектакль шел четыре часа. Да, это испытание для зрителя.
– Сейчас мода на литовцев. У нас Пускепалис, в Вахтанговском Туминас.
– Вы помните свои предыдущие гастроли во Владимире?
– Знаете что, это было давно. Вспомнила, что это было при режиссере Степанцеве. Даже не могу назвать, что мы привозили. Сегодняшние гастроли мне больше запали в душу.
Я совершенно поражена городом. Как он изменился! У меня была личная культурная программа. В один из дней самостоятельно съездила в Суздаль. Во Владимире любовалась Успенским собором, гуляла по близлежащим улочкам, по Большой Дворянской. И в монастыре мужском была. В Успенском соборе перед фресками Андрея Рублева чуть на колени не упала. Захлестнуло. Может быть, от этих обильных духовных, душевных впечатлений?
– В театр пришла новая команда – директор Борис Мездрич, главреж Сергей Пускепалис. Чувствуете перемены к лучшему?
– Скорее да, чем нет. Меняется репертуарная политика, наметился крен на молодую, авангардную режиссуру. У нас Игорь Селин поставил "Горе от ума". Это спектакль формы, даже спектакль-шоу, спектакль-видеоряд. Сейчас Владимир Петров ставит спектакль, который во Владимире "О.Е." ставил. Он у нас такую пьесу собирается ставить! Интрига полная, никто не может сказать, о чем спектакль. "Проделки Великого Метвиарха".
Наверное, театр будет меняться, иначе не было бы смысла создавать новую команду. Поживем – увидим, что будет.
Вот в субботу показывали вам "Бульвар удачи". Это камерный спектакль, очень бытовой. Люди это понимают и принимают. Там есть простые истории. Это комедия с лирическим уклоном, хеппи-эндом. Есть сюжет, судьбы, характеры. Что зрителям надо? Вот это и надо. Я это четко улавливаю. Мать и дочь, обе одиночки. Приходит человек, всю их жизнь переворачивает наизнанку, и все хорошо, все замечательно. В пьесе есть позитив, оптимизм. Это очень важно, особенно сейчас.
Вот мы говорили про драму. Драма должна быть серьезная и хорошо поставленная. Умно, интересно, с сильными актерскими работами. Тогда она может по-настоящему зацепить зрителя. Часто бывает, что драма хорошо поставлена, но не кассово. Так часто бывает. А незатейливые драматургия и сюжет притягивают зрителя. Они идут и идут. Им это надо. И тут опять вопрос ребром перед театром: идти на поводу у зрителя или поднимать его до своего уровня? Вопрос менеджменту. Здесь, видимо, нужно хорошо регулировать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Тем более мы – Академический театр драмы, первый русский профессиональный театр!

Андрей ТРОХИН

Просмотры: