16+

Классных инженеров готовят с сурдопереводом

Удивительно, но факт: нигде в мире глухих людей не учат на инженеров. Исключение – Россия, где по данному направлению работают два вуза: Владимирский госуниверситет и знаменитая "Бауманка". Центр профессионального образования инвалидов Владимирского государственного университета вызвал большой интерес на проходившем недавно в Китае международном конгрессе по проблемам образования инвалидов. Мы побеседовали с директором этого Центра, профессором, доктором технических наук Игорем Егоровым.

Для непосвященного само существование подобного структурного звена в университете – парадокс. Только не для руководителя – Игоря Николаевича Егорова, выпускника всемирно известной "Бауманки". В 1970-м он приехал во Владимир работать в политехнический институт, а уже спустя три года создал и 24 года возглавлял кафедру робототехники и автоматизированных производств, мехатроники. Пять лет был деканом факультета. Авторитетный ученый. Ему бы заниматься собственными разработками, а он решил учить глухих талантливых студентов – это, по его мнению, не только важно, но и перспективно.
– У меня часто интересуются, – говорит Игорь Николаевич, – почему я занимаюсь такими студентами. Да потому, что в отношении к учебе, к делу они дадут фору любому здоровому молодому человеку. Поверьте, инвалиды, несмотря на физические недуги, – талантливейшие люди и перспективные специалисты! Ведь не случайно их девиз: ограниченные физические возможности компенсирует неограниченная сила воли.
По словам Игоря Егорова, во Владимирском госуниверситете среди тысяч студентов всегда были и есть инвалиды, треть из которых – люди с нарушением слуха. Именно "под них" при активном участии ученого было решено разработать специальные методики обучения. Так возник Центр профессиональной подготовки инвалидов. Работает он почти на общественных началах: финансирование до сих пор ведет не Минобразования, а ВлГУ – за счет внебюджетных средств. Сегодня здесь работает, кроме директора, один штатный преподаватель, 48 совместителей-преподавателей, 1 техник и 9 сурдопереводчиков.
– Центру пошел 16-й год, – рассказывает Игорь Николаевич. – Мы были созданы 16 апреля 1994 года, хотя до сих пор все, кто работает здесь, юридически – общественники. Я только что вернулся из Китая, где в Чань-Чуньском университете проходил всемирный конгресс по проблемам профессионального образования инвалидов. Итоги работы нашего Центра на конгрессе получили высокую оценку и вызвали большой интерес. Университет получил несколько предложений о сотрудничестве с университетами Китая и Японии.
– За минувшие годы что-то изменилось в работе Центра?
– Многое. В первый год мы набрали 12 студентов. Сейчас их обучается в десять раз больше – 123. Неизменной осталась форма обучения. Она очная и бесплатная. В 2005 году для наших выпускников открыта аспирантура, а в 2008-м в университете для обучения студентов –
инвалидов с неполным средним образованием создан колледж инновационных технологий и предпринимательства. В нынешнем году впервые четыре выпускника Центра были приняты в магистратуру университета по робототехнике и робототехническим системам.
Сейчас мы приняли на первый курс 54 человека, в том числе 24 – на две специальности высшего профобразования, а 30 – в колледж университета. Как правило, это ребята из специализированных школ-интернатов для глухих или слабослышащих детей со всей страны. Поступают к нам и слабовидящие дети, а также инвалиды по другим заболеваниям. Дело в том, что мы не первый год сотрудничаем с подобными учебными заведениями, активно распространяем информацию о нашем Центре, ищем талантливых ребят, приглашаем их к нам учиться. Пока, в основном, это не владимирцы. Надеюсь, что земляков будет больше.
– Игорь Николаевич, неужели нигде не берутся учить на инженеров инвалидов по слуху?
– Именно инженеров – инвалидов по слуху – в России, да и в мире, готовят лишь два вузовских центра профессионального образования инвалидов. Наш Центр – второй по числу обучающихся после Бауманского университета, где инвалидов по слуху учат с 1934 года. Сейчас там обучается около 200 таких студентов, у нас – 126. Высшее образование получают 82 человека, еще 39 человек учатся в колледже ВлГУ, получая среднее профессиональное образование, 4 наших – в магистратуре и даже есть один аспирант.
Сегодня мы можем предложить инвалидам дневное обучение по четырем специальностям высшего образования в Центре и одной – в колледже. Специальности, по которым мы обучаем, связаны с компьютерными технологиями. Есть аспирантура и магистратура. В том числе с возможностью дистанционного обучения. Поэтому существует идея создания на нашей базе Центра дистанционного образования людей с ограниченными физическими возможностями. Она уже поддержана руководством университета. Также помощь в реализации этого проекта оказывается ВПОО "Милосердие и порядок" и ее председателем депутатом Государственной Думы фракции "Единая Россия" Григорием Аникеевым.
– А с кем еще сотрудничаете?
– Мы стали партнерами Всемирной сети университетского образования инвалидов (PEN-International), которую возглавляют Рочестерский технологический институт (США) и технологический университет Цукуба (Япония) при поддержке Nippon Foundation. Этой сети в следующем году исполняется 10 лет. Делегация университета уже получила приглашение на юбилейные мероприятия в США.
Связи c партнерами PEN-International из США, Японии, Китая, Чехии, Филиппин, Таиланда, Вьетнама и других стран существенно повышают наш статус. В том числе и в собственном Отечестве. Это, например, позволило нам стать, в соответствии с приказом министра образования России, федеральной экспериментальной площадкой профессионального образования инвалидов и головным центром Центрального федерального округа. Самый большой плюс: мы имеем доступ к самым передовым мировым высокоинтеллектуальным технологиям обучения инвалидов и соответствующему оборудованию. Дважды сотрудники Центра были участниками Всемирных технологических симпозиумов в США, где обменивались опытом и технологиями. Их опыт внедрили у нас, во Владимире. Теперь у нас в Центре успешно работают две мультимедийные учебные аудитории. Эти комплексы позволяют студентам пользоваться электронными образовательными ресурсами.
По системе удаленного доступа через Интернет мы можем "входить в оборудование" учебного центра Бауманского университета, что в Подмосковье. Там есть промышленные роботы, испытательные стенды и другое дорогостоящее и сложнейшее оборудование. В свою очередь представители "Бауманки" с помощью удаленного доступа могут использовать имеющееся у нас оборудование. А у нас есть много такого, чего нет в других вузах России.
– А ваши разработки могут помочь повышению качества жизни других инвалидов?
– Конечно! Сама по себе работа с инвалидами в стенах высшего учебного заведения – катализатор прогресса! Вот лишь один пример, что удается сделать с помощью новейших технологий. Мы имеем возможность работать в контакте с библиотекой слепых во Владимире. Там, как известно, книги с текстом в брайле – выпуклым, чтобы "читать на ощупь". У них есть прекрасное оборудование. Наши аудиолекции можно "переводить" с помощью азбуки Брайля, а мы, наоборот, с помощью специального сканера – в аудио- и даже видеокниги.
Это настоящий технологический прорыв! В минувшем апреле мы впервые показали нашим коллегам из США и Японии, как этот опыт можно реализовать в дальнейшем. Идея появилась пять лет назад. У меня есть анимационный словарь (с картинками) по робототехнике на пяти языках. В нашем Центре мы перевели его в электронный вид. Показали возможность билингвистического сурдосопровождения – языком жестов – на двух языках: русском и английском. Американцы удивлялись – где мы нашли английский сурдопереводчик? У них же и нашли, когда ездил в командировку… Предложили японским коллегам совместно с ними сделать и вариант на японском языке. С 2011 года сеть PEN-International начинает осуществление новой программы, основной целью которой станет подготовка инвалидов по слуху к обучению в колледжах и университетах.
– Прекрасно, что такой Центр есть, и инвалиды имеют возможность стать дипломированными инженерами. Однако, как складывается их дальнейшая профессиональная жизнь?
– Наши выпускники не остаются без работы. Вот, к примеру, недавно в гости приезжала одна из них – Лена Эжбаева. Распределилась в Ижевск. Работает в банковской системе. Много у нас ребят из Татарстана, Чувашии, Мордовии. Не сомневаюсь, что это хорошие специалисты, востребованные на рынке труда. В этом году мы впервые отправляли наших студентов 4 курса на практику по месту жительства. Ребята небезуспешно потрудились, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Именно потому их и ценят.

Александр КЛЫГИН

Просмотры: