Знамение времени

На прошлой неделе большая группа владимирского духовенства во главе с архиепископом Евлогием отправилась в Москву. В храме Христа Спасителя они отслужили молебен перед чудотворной Курской Коренной иконой "Знамение...

На прошлой неделе большая группа владимирского духовенства во главе с архиепископом Евлогием отправилась в Москву. В храме Христа Спасителя они отслужили молебен перед чудотворной Курской Коренной иконой "Знамение Пресвятой Богородицы". Что за святыня прибыла в нашу страну?

Образ был доставлен в Россию из США 12 сентября. Он считается главной святыней русского зарубежья. История иконы насчитывает столетия. Древняя летопись сообщает нам: "В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу притти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, и увидел он близ реки Тускори, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места протек источник воды". Обнаружилась святыня и стала творить чудеса. Сначала не пожелала остаться в Рыльске, где для нее построили храм, сама покинула город и вернулась туда, где была явлена, в пустынное место. Потом, разрубленная надвое татарами, срослась обеими половинками, даже следа не осталось, только роса на месте стыка выступила. А источник, что забил на месте находки, назвали живоносным – любую болезнь отгоняла его вода. Примеров защиты слабых и исцеления немощных было не счесть.
Русские правители не скупились на знаки внимания по отношению к Курской Коренной иконе. Борис Годунов много жертвовал ценностей на ее украшение, даже Дмитрий Самозванец демонстрировал почитание святого образа и поставил икону в царских хоромах, где она осталась до начала XVII века. В 1612 году польский военачальник Жолкевский осадил Курск, и часть горожан увидела, что Богоматерь вместе с двумя светлыми иноками осеняет город. Поляки наблюдали явление на городских стенах Жены с двумя светлыми мужами, которая грозила осаждавшим захватчикам. Защитники Курска дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и хранить в нем Чудотворный Образ – враги вскоре отступили.
В благодарность Небесной Заступнице куряне устроили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и в 1615 году особо били челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы из Кремля вернулся к ним Чудотворный образ. Так в 1618 году икона Курской Коренной Богоматери вновь оказалась на своей "родине" и пребывала в соборе Знаменского монастыря.
Однако самое важное чудо произошло от иконы уже на рубеже ХХ века. В 1898 году 21 марта во время всенощного бдения революционеры заложили к подножью иконы Богоматери "адскую машину" – разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в пустом храме он сработал: от взрыва дрогнули даже стены монастыря! Монахи бросились в собор и замерли при виде ужасных разрушений. На куски разнесло чугунную позолоченную сень над иконой; ее тяжелое мраморное подножье из нескольких массивных ступеней отлетело и разбилось на части; большой мощный подсвечник перед иконой далеко отброшен. Близ ее окованная железом дверь искорежена и выперта наружу, от дверного косяка по стене – гигантская трещина; все соборные стекла вплоть до верхних в куполе выбиты. Но икона была цела! Курская Коренная была совершенно невредимой, даже с целым стеклом на ее киоте. Злодеи хотели уничтожить святыню, а послужили только к еще большему прославлению образа. Разработчиком взрывного устройства был курский революционер и известный впоследствии изобретатель Анатолий Уфимцев. Он и его товарищи сначала были заключены в Петропавловскую крепость, а затем высланы на 5 лет в казахский город Акмолинск.
В минувшем 2008 году исполнилось 110 лет со дня чудесного спасения святыни. По решению Священного синода Русской православной церкви благодарственные молебны теперь совершаются на курской земле ежегодно. Кстати, первый крестный ход с иконой состоялся в 1618 году и с тех пор стал одним из самых больших праздников России. На знаменитой картине Репина "Крестный ход в Курской губернии" как раз и изображено одно из таких праздничных шествий. И, кажется, в наше время перед этим образом надо молиться особенно усердно. Россия – страна, находящаяся на переднем рубеже в борьбе с международным терроризмом. Наши дома, самолеты, метрополитен, поезда, театры и стадионы – все стало вероятным полем боя. Сотни мирных людей погибли под руинами собственных жилищ. Терроризм является ярким знамением, как говорят христиане, "последних времен". Конечно, спецподразделения проводят успешные операции, уничтожают сеятелей смерти, но каждый день приносит нам новые печальные известия о погибших на Северном Кавказе. Цивилизация бесконечно уязвима. Один человек с килограммом тротила может унести сотни жизней. Порой служителям закона и просто мирным гражданам помогает спастись лишь чудо.
Несмотря на то, что восемь лет назад США испытали ужас террора, именно в России чудо-творный образ Богоматери сейчас особенно нужен. В Америке не более 3 процентов населения почитают эту икону и многие из них – потомки русских эмигрантов. В 1920 году с последними солдатами генерала П.Врангеля чудотворная икона отправилась в эмиграцию. Ее убежищем стала Югославия. Во время второй мировой войны в Белграде под бомбежками она помогала всем, обращавшимся к ней с молитвами. В 1944 году чудотворную икону отправили подальше от боевых действий в Вену, потом – в Карлсбад вместе с эвакуированным сюда Архиерейским синодом РПЦЗ. Весной 1945 года икону Курской Коренной Богоматери перевезли в Мюнхен, откуда она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и многие германские города и лагеря русских беженцев.
Переместившись в США, чудотворная сначала постоянно пребывала на подворье Архиерейского синода РПЦЗ, названном в честь своего "тезки" курского монастыря Новой Коренной пустынью. Находится пустынь в местечке Махопак в шестидесяти милях от Нью-Йорка. Поэтому чудотворный образ Богоматери называют "Одигитрией" (путеводительницей) русского рассеяния по миру.
Синод зарубежной церкви в знак духовного единства всех русских православных людей благословил на две недели иконе вернуться в Россию. 23 сентября в Курске пройдут праздничные торжества в честь этого события. В начале прошлого века, поздравляя свою паству с днем памяти Курской Коренной иконы, святой митрополит Макарий Невский сказал: "Знамения происходят не случайно, но промыслительно совершаются по воле Божией; они даются для вразумления и научения. Вникнем же в смысл знамений нашего времени и поучимся".
Дух эпохи прекрасно чувствовал великий русский религиозный философ Владимир Соловьев. Потрясенный чудовищным преступлением 1898 года, он написал одно из своих лучших стихотворений:

Знамение

Одно, навек одно! Пускай в уснувшем
храме
Во мраке адский блеск и гром средь тишины, –
Пусть пало все кругом, – одно не дрогнет
знамя,
И щит не двинется с разрушенной стены.
Мы в сонном ужасе к святыне прибежали,
И гарью душною был полон весь наш храм,
Обломки серебра разбросаны лежали,
И черный дым прильнул к разодранным коврам.
И только знак один нетленного завета
Меж небом и землей по-прежнему стоял.
А с неба тот же свет и Деву Назарета,
И змия тщетный яд пред нею озарял.

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике