Старая пьеса о главном

Новый владимирский театр "Антимиры", созданный в прошлом году, готовится к открытию своего второго сезона. Зрителей ждет премьера - спектакль "Лобное место, или Концерт для пианино без оркестра".

Новый владимирский театр "Антимиры", созданный в прошлом году, готовится к открытию своего второго сезона. Зрителей ждет премьера – спектакль "Лобное место, или Концерт для пианино без оркестра".

Эта постановка ждала своего часа двадцать лет: создатель и режиссер "Антимиров" Владислав Миронов написал ее, когда заканчивал московский литинститут. Однако за прошедшее время она не утратила актуальности. Правда, некоторые акценты пришлось сместить в сторону современности – например, вместо Афганистана в монологе одной из героинь упоминается Чечня. В результате времена на сцене причудливо перемешались (кумачовый советский плакат среди декораций отсылает в прошлое, а узнаваемый голос президента из динамика – уже из настоящего); однако спектаклю это пошло на пользу – все вместе создает путаную, нервную атмосферу, которая позволяет глубже погрузиться в действие, происходящее на сцене. Помогает и сама обстановка камерного зала театра "Новая сцена", где будет представлено "Лобное место": стены здесь как нарочно выкрашены в черный цвет, на фоне которого так драматично смотрится задрапированная красным плаха.
– Что такое "лобное место"? – рассуждает Владислав Миронов. – Это эшафот. Вы знаете значение этого слова? Это не только место для казней, это еще и площадка, на которую в средневековье выходили актеры.
В новом спектакле герои тоже будут подниматься на эшафот, чтобы поведать свои истории. Никто из них не виноват в том, что с ними случилось, но каждый казнит себя по мере своей совести. На подготовку спектакля ушло почти три месяца. "Нормальная пьеса рождается в театре, – рассказывает Миронов. – В первый раз, когда я собрал актеров и прочитал им "Лобное место", они сказали – хорошая вещь, будем ставить. Только потом я "раскрылся" – автор, говорю, перед вами. Начали репетировать. Какие-то вещи рождались прямо в процессе – например, Нина Мальцева, которая играет главную героиню Дарью Тимофеевну Варакосину, однажды оговорилась: вместо "попала я в дом престарелых" – "дом пиристарелых". Подумали, решили так и оставить".
На самом деле герои встретились вовсе не в "доме пиристарелых", а в сумасшедшем доме. Но именно здесь добрая, наивная, одинокая, преданная самым близким человеком старуха Варакосина постепенно найдет семью – юную Зинку, которая прячет незажившее горе под маской героини-разведчицы; пианиста Валентина, потерявшего голову из-за того, что приходилось играть концерты перед пустым залом, и санитарку Тихоновну. Она, вроде бы, единственная "нормальная", но со своими "мышами в голове". И все это – под музыку Петра Чайковского, у которой в пьесе своя особая роль.
Несмотря на пронзи-тельно-светлую финальную ноту, спектакль не просто трагический, он по-настоящему мрачный. Но Владислав Миронов уверен: для веселья есть оперетта, КВН, "Аншлаг"… А театр – это потрясение и катарсис. "Театр начинается с трагедии, – говорит он, – после спектакля мои зрители признаются, что не садятся в троллейбус и не едут домой, как обычно, а идут пешком, потому что осторожно несут в себе увиденное, думают и переживают. Постановка задает вопрос, а ответ на него каждый ищет сам".
В театре "Антимиры" нет постоянной труппы – это антреприза, где на каждый новый спектакль набирают новых актеров. "Концерт для пианино без оркестра" играют двое молодых студийцев "Новой сцены" – Алексей Шариков и Елена Чиркова, актриса театра кукол, а Нина Мальцева хотя раньше и выступала в драмтеатре, но на сцену вышла впервые после долгого перерыва. "Я рад, что для них это стало не просто "работой на время", – делится Миронов, – спектакль отразился и на актерах. Например, у одной из актрис какое-то время не получалось найти верную трактовку роли, но потом все удалось. А позже она призналась, что теперь никогда не сможет спокойно пройти мимо чужого горя".
Сам Владислав Миронов, несмотря на богатый актерский опыт, в этом спектакле не играет. Правда, в постановке присутствует "голос за сценой", и когда на поклоне режиссер эффектно выскакивает из "окна дурдома" – кажется, что этим голосом был именно он. Но в действительности, пока идет "Лобное место", Миронов все время находится в зале – внимательно следит за реакцией публики и сердито хмурится, когда у кого-нибудь начинает настойчиво трезвонить мобильник. Это его личный, режиссерский, эшафот.
В прошлом году "Антимиры" показали два спектакля – "Русская народная почта, или Комната смеха для одинокого пенсионера" и "Я пришел" (последний, возможно, повторят и в новом сезоне). Но "Лобное место" – не единственная премьера, которую режиссер собирается представить зрителям. "Я хочу показать то, что во Владимире еще никто не ставил, – делится Владислав Миронов, – например, есть очень интересный ирландский драматург МакДонах. Его пьесы стоило бы показать". Режиссер признается, что пока театральное пространство "Новой сцены" очень ему подходит, но со временем от такого специфического места (двухуровневая сцена и радикальная окраска помещения) у зрителя может возникнуть ощущение монотонности. Для "Лобного места" этот расклад оказался идеальным, в новых постановках придется думать, нельзя ли использовать имеющееся пространство по-другому. В планах Миронова еще как минимум три новых спектакля. Один из них, – обещает он, будет очень светлым, хотя и печальным. Возможно, для него даже придется покупать материю и драпировать стены черного зала в белый цвет.

Валентина КУДРЯВЦЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике