Александр Невский: святой и национальный герой

Почитание благоверного князя Александра Невского в России всегда выходило за пределы церковной ограды. 28 декабря 2008 года, после полугодичного голосования, были подведены итоги проекта "Имя Россия". Победителем стал...

Почитание благоверного князя Александра Невского в России всегда выходило за пределы церковной ограды. 28 декабря 2008 года, после полугодичного голосования, были подведены итоги проекта "Имя Россия". Победителем стал Александр Невский, за которого россияне отдали 524 575 голосов. 12 сентября церковь празднует память святого. Почему Россия уверенно выбирает себе князя символом национального возрождения?

Огромную роль в этом выборе сыграла харизматичная личность митрополита Кирилла, нынешнего патриарха. Без его убедительного выступления могли одержать победу и другие исторические персонажи. Не случайно патриаршая поездка в Нижегородскую область приурочена к Александровским дням – празднику для детей и молодежи, посвященному святому князю Александру Невскому. Святой Александр, память которого будет праздноваться в Нижнем Новгороде в предстоящие дни, а также преподобный Серафим Саровский являются "национальными героями" для многих россиян, даже для невоцерковленных людей, поскольку они являются примерами "внутренней духовной силы, целостности и целеустремленности". "Сегодня как никогда народ наш нуждается в таких ориентирах для своего духовного возрождения", – убежден патриарх Кирилл.
Александровские дни в соседней губернии стали частью Всероссийской программы празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя, которое состоится в 2020 году. Это говорит о значимости личности Александра Невского. Как известно, благоверный князь последние годы жизни княжил во Владимире и был погребен в Успенском соборе.
Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку из гроба за разрешительной молитвой. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святому князю, прославившемуся обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 года император Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Для Петра Великого было важно соединить духовно строящуюся им новую Россию и старую Русь. Образ князя Александра идеально подходил для этой цели: его победа над шведами (врагами петровской России) была одержана в устье Невы. Поэтому святой и стал покровителем северной столицы – европейского города, долго отвергавшегося русским сознанием. Сама топография Петербурга была привязана к его имени. Невский проспект соединял Дворцовую площадь с Александро-Невской лаврой. Архитектурный проект стал своеобразным ответом на обвинения ревнителей в западничестве и безбожии града Петра. Династия Романовых чтила святого благоверного князя: три всероссийских императора носили его имя.
В советский период образ Александра Невского был на время забыт. Классовая борьба исключала саму возможность почитания заслуг князей, принадлежавших к "эксплуататорским классам". В 1922 году рака с мощами святого была вскрыта атеистами и изъята у церкви. Однако в 1938 году выдающийся советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн снял по указанию Сталина фильм "Александр Невский". В отличие от прежнего, известного русскому народу святого, кинематограф создает образ вождя-полководца, а не смиренного христианина, который перед своей кончиной принял схиму под именем Алексия. В фильме князь Александр, как и все остальные персонажи, ни разу не перекрестился! Но творение Эйзенштейна оказалось актуальным: через три года СССР вступил в войну с гитлеровской Германией, и фильм стал лучшим образцом советской антифашистской пропаганды. Тевтонская жестокость, предательство чуди (читай – прибалтов), псы-рыцари и немецкие кресты – все имело прямые аналогии с современностью. На долгие годы для поколений советских людей "иконой" святого Александра Невского стал образ, созданный Николаем Черкасовым (актера, кстати, похоронили в некрополе Александро-Невской лавры).
3 июня 1989 г. рака с мощами святого князя была передана духовенству и торжественно переправлена в Троицкий собор лавры. Многочисленные церкви города отметили это событие благодарственными богослужениями. В празднестве приняли участие всего несколько сотен жителей Ленинграда. Это показывает, что после более чем семидесяти лет коммунистического владычества значительную часть жителей города мало что связывало с православием. Хотя Александр Невский выступал по-прежнему как один из самых известных русских национальных героев, с почитанием его как святого могли соединить себя лишь немногие. Возвращение мощей в лавру воспринималось многими жителями города лишь как "большое событие в истории Ленинградской митрополии". Князя вернули не городу, а "верующим". В "Ленинградской правде" обозначение святой реликвии как "святыни" взято в кавычки. Газета продолжала оценивать Александра Невского в первую очередь как "мужественного воина, защитника рубежей Отечества, мудрого политика", а его прах – просто как "останки".
Спустя 20 лет мы наблюдаем другую страну. В 2008 году мощи святого благоверного князя передавались из епархии в епархию для всенародного поклонения. Они побывали даже в православных приходах США и объединили всю верующую Русь вне зависимости от гражданства. Нынешние торжества есть новый шаг в почитании святого Александра Невского. Возможно, Россия начала осознавать, что ее спасут не герои, а молитвенное предстательство святых, если, конечно, она будет его достойна.

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике