“Второе рождение” храма Бориса и Глеба в Кидекше

В Кидекше ведется масштабная реставрация храма Бориса и Глеба, первого в Северо-Восточной Руси белокаменного храма, воздвигнутого по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году и включенного ныне в Список...

В Кидекше ведется масштабная реставрация храма Бориса и Глеба, первого в Северо-Восточной Руси белокаменного храма, воздвигнутого по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году и включенного ныне в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

О таком размахе работ, по признанию директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой, несколько лет назад работники музея и думать не могли.
– Моя мечта – довести до ума реставрацию этого памятника, чтобы воссоздать его первоначальный вид, – говорит Алиса Аксенова.

Многострадальный храм
Церковь Бориса и Глеба пережила многое: в начале XIII века она пострадала от татаро-монгольского разорения, в XVII веке обрушились глава, своды и восточная часть стен. После ремонта церковь получила сомкнутый свод, четырехскатную крышу с маленькой главкой. А в XIX веке с западной стороны к храму был пристроен притвор.
В 90-е годы прошлого столетия здесь заменили стропила, покрыли медными листами кровлю, установили позолоченный крест. А затем все работы надолго прервались из-за отсутствия финансирования. Состояние памятника сильно ухудшилось: появились опасные трещины на северо-западном столбе и фасадах храма, внутренние стены оставались наполовину под покровом цементной штукатурки, белокаменная кладка нуждалась в укреплении.
– Но нам удалось укрепить и фундамент, и стены. Сейчас постоянно ведется мониторинг состояния и белого камня, и фундамента, потому что берег реки близко, и грунтовые воды делают свое дело, – комментирует ситуацию Алиса Аксенова:.
В 2004-2005 годах по всему периметру церкви спецсмесью заполнили пустоты в фундаментах, цокольной части стен и внутренних столбов. Кроме того, чтобы укрепить конструкцию храма, металлическими тягами и анкерами связали разрушающийся северо-западный столб. А еще провели противоаварийные работы по белокаменной кладке юго-западного и центрального нефа под хорами, дополнена белокаменная кладка стен и столбов.

Рецепт древних зодчих
Буквально на днях в храме Бориса и Глеба закончили первый этап работ по реставрации южного фасада церкви: были сделаны предварительные укрепления, расчистка, заделка швов, антисептирование. Теперь реставраторам предстоит на очищенный белый камень нанести защитно-декоративное покрытие. Главная сложность состоит в том, чтобы сохранить белый камень и в то же время придать памятнику эстетичный вид.
Защитно-декорати-вным раствором, который предстоит нанести на стены храма, испокон веков покрывали белокаменные объекты. По словам химика-технолога, художника-реставратора, замначальника отдела декоративно-прикладного искусства ОАО "Владимирреставрация" Людмилы Балыгиной, в древности было безотходное производство.
– Белый камень пилили, а отходы использовали для приготовления защитного раствора: известь плюс белокаменная мука, которая прочно срастается с известью, за счет чего последняя активнее карбонизируется. Благодаря этому соединению камень надежно защищен от повреждений, – пояснила Людмила Балыгина.
Узнать секрет приготовления такого раствора было непросто. Реставраторам пришлось проделать огромное количество исследований. Простые химические анализы ничего не давали.
– Все пенилось, растворялось, и получалась известь. То есть по результатам этих анализов можно было понять только то, что это покрытие известняковое. Но под микроскопом по шлифу нам все-таки удалось определить структуру этой смеси, – продолжила мысль замначальника отдела Людмила Балыгина.
Подобная смесь уже использовалась при реставрации Успенского собора, и эта методика вызвала сильное недовольство некоторых горожан. "Зачем было белить белокаменную постройку?" – возмущались они. Алиса Аксенова тогда с завидным упорством доказывала, что стены вовсе не беленые, а покрыты специальным защитным раствором. Чтобы убедить скептиков в необходимости применения этой методики, она даже вызвала ее московского разработчика Бориса Сизова. Приехав во Владимир, он констатировал: "Методика правильная, ручки не те".
Оказалось, рабочие перестарались с "ингредиентами" и сделали слишком густой раствор, который действительно выглядел на стенах собора как побелка. Помня об этой истории, реставраторы храма Бориса и Глеба к приготовлению защитно-декоративной смеси подошли очень ответственно.
– Мы выбрали наиболее приемлемый вариант покрытия, который позволяет сохранить белый камень, его структуру, фактуру и цветность, – рассказывает научный руководитель реставрационных работ на церкви Бориса и Глеба в Кидекше Александр Скворцов. – Камень ведь не весь неоднородный. На нем есть отдельные вкрапления, пятнышки, и через покрытие все это должно читаться. Тогда белокаменное здание остается "живым", а не монолитом. Наша задача – сохранить индивидуальность памятника.
На благородные белокаменные стены кладут тонкий слой раствора, на кирпичный притвор – слой потолще и более концентрированный, чтобы восстановить местами покрошившуюся кладку и сгладить неровности.
В довершение всего белокаменные стены покроют специальной водоотталкивающей жидкостью. Александр Скворцов уверяет: влага не будет впитываться в камень. Эффект от такого покрытия возможен до 10 лет.

Уникальные фрески
Работы по восстановлению храма идут не только снаружи здания. Сейчас в притворе уже стоят леса, и скоро начнется реставрация церковных фресок. Они датируются XIX веком и потому не уникальны с исторической точки зрения. Но, по словам Александра Скворцова, ценны своей композицией. На фресках изображены дни творения мира. Для храмов Владимирской области эта библейская тема не характерна.
– С точки зрения художественной, эта живопись невысокого класса, но с точки зрения единичности, ей цены нет, потому что во всей области нет таких сцен, – рассказывает научный руководитель работ. – Интереснейшая композиция: дни творения мира, Адам и Ева в раю, а затем изгнание их из рая, – все это отражено на фресках.
Однако в храме есть и ранняя живопись. Часть фресок XII века была найдена в середине XX века. А часть – совсем недавно, когда снимали цементную штукатурку со столбов, сводов западных участков центрального и южного нефов под хорами, положенную несколько столетий назад. На фресках в том числе видны фрагменты растительного орнамента и райских птиц. Это первый образец монументальной живописи во всей Владимирской области.
А еще, сбив штукатурку, реставраторы обнаружили на стене нацарапанный острым предметом крест на голове Адама. По предположению Александра Скворцова, этот "самопальный" крест также датируется, скорее всего, XII веком. Вероятно, его оставил один из рабочих, строивших церковь: "он таким образом словно прикоснулся к святыне".

Встречу с храмом нужно предвосхитить
По подсчетам Скворцова, при стабильном финансировании на окончание реставрации потребуется 3-4 года.
Облагородить, однако, необходимо не только сам памятник архитектуры, но и площадку вокруг него. Благоустройством территории возле храма уже начали заниматься. Например, представители благотворительного фонда "Отечество" проложили к церкви Бориса и Глеба хорошую каменную тропку.
– Благодаря этим людям решилась задача благоустройства подъезда к Кидекше, – заметила Алиса Ивановна. – И спасибо, что глава Суздальского района Михаил Иванов пошел навстречу.
Кстати, храм Бориса и Глеба на время реставрационных работ не закрывали для посещения туристов. Вход открыт с северной стороны здания.

Кира СМИРНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике