Вдохновенное стекло Владимира Муратова

В конце августа исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Муратова (1929-2005) - народного художника России, мэтра отечественного стеклоделия. Сегодня без преувеличения можно говорить о целой эпохе...

В конце августа исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Муратова (1929-2005) – народного художника России, мэтра отечественного стеклоделия. Сегодня без преувеличения можно говорить о целой эпохе Муратова в гусевской школе художественного стекла.

Муратов при жизни имел высокие звания: лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина, действительный член российской Академии художеств.
Художник приехал в Гусь-Хрустальный в 1966 году, сразу по окончании Высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. В своих воспоминаниях он говорил: "В первые годы я постигал азы стекольного искусства прямо на производстве. Вуз дает будущему художнику эстети-ческие понятия, чувство формы, ли-нии, гармонию цвета, но практика фактически отсутствует.
Молодому художнику, пришедшему на производство, при-ходится очень сложно. Законы искусства трактуют ему одно, а производство – другое. И начинается долгий путь повторного ученичества, вначале неумелого, далее, от ра-боты к работе, более уверенного. Художник, который хочет чего-то достичь, должен учиться всю жизнь.
Мне "повезло": я попал на самый трудный завод с давними традиция-ми, со сложившейся технологией, с квалифи-цированным коллективом мастеров и худож-ников. Не скрою, было очень трудно, первые опыты были далеко не блестящими, а требова-ния на гусевском заводе были тогда очень высокие".
Владимир Муратов относился к тем людям, которых трудности делали только сильнее. Он одним из первых среди гусевских художников 1960-70-х годов начал активно заниматься гутной пластикой. Это произведения, созданные из теплого, пластичного стекла при помощи стеклодувной трубки и умелых рук. И в 1970-е годы Муратов стал известен как автор великолепной стеклянной скульптуры. Его быки, петухи, кони неизменно привлекали внимание зрителей на выставках.
На заводе отношения художников и производства традиционно складывались непросто. "Нам, заводским художникам, – говорил Муратов, – всегда приходилось много заниматься утилитарной продукцией – стаканами, рюмками, фужерами. Вал и план не способствовали творческому самовыражению, но мы находили время работать в художественном стекле, ведь художественное стекло было всегда "лицом" завода, именно его показывали на международных выставках. В "творческой лаборатории" завода рождались уникальные произведения – декоративная скульптура и пластические объекты, то, что называется авторским стеклом".
Благодаря таланту и работоспособности Владимир Муратов стал выдающимся мастером, лучшим из лучших. В его руках обычное стекло и хрусталь превращались в образцы высокого искусства. Одна из самых известных работ художника – композиция "Согдиана", мерцающая внутренним светом матовых фактур, которая вызывает из памяти керамику согдийцев, жителей древнего города Согда, развалины которого находятся на территории современного Самарканда. Это произведение в 1977 году было отмечено золотой медалью российской Академии художеств.
Программными в творчестве Владимира Муратова стали такие работы, как "Катунь", "Реки России", "Голубой Алтай", "Тундра", "Гимн стеклу", "Воспоминания о Венеции". Эти произведения нашли место в ведущих музеях нашей страны. "Очень горжусь тем, – говорил художник, – что из 360 моих творческих работ три находятся в Эрмитаже, это для меня большая честь. Шестнадцать работ хранятся в Русском музее, есть мое стекло в Историческом музее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в музее "Кусково", в Музее современного искусства – на Петровке, в Академии художеств, в Музее хрусталя в родном городе Владимире. Несколько моих работ попали в знаменитый музей Корнинг, в Америке, где собраны лучшие образцы стекла от Древнего Египта до наших дней, в Музей стекла в Осаке. Попасть туда трудно и весьма престижно".
Вся жизнь художника связана с производством. Владимир Муратов был ведущим художником, отдал заводу более 30 лет. Огромное количество утилитарной продукции, творческих работ были исполнены им за эти годы.
В 90-е годы нелегкие времена переживает старейший в России Гусевской хрустальный завод. Налаженное хрустальное производство стало "лихорадить". Оно было убыточным. На заводе начались сокращения. Среди уволенных оказался и Муратов. Не стало больше возможности творить в стекле. "Естественно, вначале я очень переживал, долго не находил себе места, ведь на заводе прошла вся моя жизнь, – говорил Владимир Сергеевич,- но с обстоятельствами необходимо бороться. Тем более если есть силы, душа полна творческого горения – все это надо было использовать сполна. Я не раскис и не сник, а стал искать новые возможности для работы".
Так появилось совершенно новое направление в его творчестве – художественные эмали. "Я страстно увлекся эмалью, – говорил Владимир Муратов, – прямо-таки влюбился в нее! Какая прекрасная, богатая техника, какие возможности! Чтобы глубже познать эмаль, я стал посещать симпозиумы эмальеров, которые ежегодно проходят в Ростове. Туда приезжают художники из разных стран, чтобы обменяться опытом, познать тайны знаменитой ростовской эмали. Я приобрел там новых друзей, которые делились технологическими тонкостями и секретами, помогли мне войти в завораживающий мир эмали, которая, кстати, так же, как и стекло, рождается в огне. Я поставил в своей мастерской небольшую печь, в которой и проходит обжиг. Мне доставляет огромное удовольствие все делать своими руками".
Талантливый художник очень быстро нащупал путь к образной выразительности в новой для него технике. И на художественных выставках засияли новые работы известного мастера.
Жизнь большого художника Владимира Муратова была полностью отдана искусству. Он не умел жить без него. Поэтическое видение мира, эмоциональная чуткость, чистая линия, артистическое владение и доскональное знание материала – вот что отличает творения этого мастера.
Можно сказать, что творчество В.Муратова отразило весь путь развития отечественного стеклоделия второй половины XX века, движение авторского стекла к высокому пластическому искусству. Многие произведения нашего земляка, великолепного художника Владимира Муратова сегодня стали классикой современного художественного стекла.

Надежда Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике