Сельская школа требует индивидуального подхода

Первое сентября не за горами. О степени готовности наших школ и вузов к новому учебному году рассуждали участники "круглого стола" "Образование: качество и методы оценки", инициированного государственно-патриотическим клубом...

Первое сентября не за горами. О степени готовности наших школ и вузов к новому учебному году рассуждали участники "круглого стола" "Образование: качество и методы оценки", инициированного государственно-патриотическим клубом Владимирского регионального отделения партии "Единая Россия".

Проблема расформирования малокомплектных школ и подведение итогов поступления абитуриентов в вузы по результатам ЕГЭ – основные темы, к которым обратились участники заседания.
– Все процессы, которые происходят в государстве, как в зеркале, отражаются в образовании. Этой сфере уделяется сегодня пристальное внимание. Одной из главных составляющих национальной образовательной стратегии "Наша новая школа", разработанной по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, является качество образования. Новым составом Законодательного Собрания уже принято несколько законов и постановлений, направленных на усовершенствование системы образования во Владимирской области, эта работа будет вестись и в дальнейшем – заверила руководитель государственно-патриотического клуба, заместитель председателя ЗС области Ольга Хохлова.
Комиссия по приемке образовательных учреждений завершила свою работу. Практически все владимирские школы готовы открыть свои двери для учеников. Исключение – школа № 6, где ведется капитальный ремонт, и часть 41-й школы. По словам начальника отдела надзора за питанием населения, условиями воспитания и обучения управления Роспотребнадзора по Владимирской области Валерия Николашина, 43 школы в области нуждаются в капитальном ремонте или реконструкции, так как большинство зданий образовательных учреждений были построены в 30-40-х годах прошлого века. Еще одна проблема – медицинские кабинеты. Почти в каждой четвертой школе области их нет, а если они есть, то в более чем 60 % случаев не соответствуют санитарным правилам. Есть претензии к подготовке некоторых школ и у спасателей.
– В результате проверок по восьми объектам документы были переданы в суд, – сказал начальник управления гражданской защиты Главного управления МЧС по Владимирской области Сергей Павлов. – По трем из них решения уже приняты: это школа № 4 в округе Муром и две школы в Камешковском районе – горковская и артемовская. Они приостанавливают свою деятельность до устранения недостатков.
Расформирование малокомплектных сельских школ – проблема, волнующая многих. Порой известие о готовящемся переводе детей из одной школы в другую воспринимается родителями и педагогами с пониманием, а иногда готовящаяся реорганизация вызывает у местных жителей бурный протест. По мнению Ольги Хохловой, вопрос о необходимости расформирования сельских школ требует индивидуального подхода. Например, если в деревне Пестенькино Муромского района расформирование обосновано, то в селе Горки Камешковского района сельские жители категорически против закрытия школы.
– Однозначно ответить на вопрос, нужно расформировывать малокомплектные школы или нет, нельзя, – говорит начальник отдела образования Муромского района Нина Москвина. – Сельские школы закрывались всегда, даже в Советском Союзе. Жители села всегда говорят: закроется школа – умрет село. Я в таких случаях отвечаю, что не село идет за школой, а школа идет за селом. Мы закрываем школы там, где учить некого.
От Пестенькино до села Ковардицы, куда собираются отправить детей учиться, четыре километра. Сейчас сельская школа находится в здании детского сада. Малышей в Пестенькино становится все больше, а школьников все меньше – чтобы открыть для дошколят дополнительные группы, необходимы помещения. Правда, окончательное решение пока не принято – нужен автобус, чтобы возить детей в соседнюю деревню, денег на него пока не нашли.
Председатель Совета народных депутатов Камешковского района Артем Андреев уверен: принимать решение о закрытии сельских школ должны не чиновники, а общественность.
– Жители должны сказать, что в таком качестве их школа не устраивает, – говорит он. – И только после этого чиновники должны засучить рукава и решать проблемы: заниматься трудоустройством учителей, искать помещения, организовывать доставку детей. Так вот, пока этого не произошло и люди не высказали такое утверждение, муниципалитет обязан выполнить все свои полномочия для сохранения школы и приведения ее в нормативное состояние. Но зачастую происходит иначе – школу закрывают распоряжением главы. Такая ситуация сложилась у нас. По одному из распоряжений администрации района нужно было закрыть три школы. Совет народных депутатов Камешковского района, депутаты Заксобрания, местные жители встали на защиту образовательных учреждений. И нам удалось отстоять школу в селе Второво.
А вот в Горках ситуация сложнее. Учеников в школе немного, зданию почти сто лет – ребят предложили возить в Камешково. Между тем, уровень качества образования, получаемый учениками в этой школе, очень высок. Двое из пяти медалистов района в этом году – выпускники из Горок. Настоятель Свято-Троицкого храма села и папа шестерых детей отец Анатолий Бутряков утверждает, что 30 % выпускников школы поступают в вузы, а успеваемость учеников на уровне среднеобластных показателей.
Все присутствовавшие сошлись во мнении, что школу в селе Горки необходимо сохранить. Тем более что здание не несет угрозы для жизни людей. Необходимо лишь провести косметический ремонт и заменить радиаторы отопления. Главное – найти деньги.
У независимого политолога Романа Евстифеева свой взгляд на проблему.
– Если говорить о нормативно-подушевом финансировании, то существует алгоритм перехода на эту систему, где прописано, как следует поступать с той или иной сельской школой. Я сам принимал участие в подготовке этого документа. К сожалению, наш департамент образования не захотел участвовать в разработке программы. А в ней все есть. Ведь главное – не найти автобус, а достичь консенсуса с местными жителями, которые недовольны тем, что их детей увозят в другое село. У нас этого алгоритма нет. Почему? Этот вопрос в компетенции областного департамента образования, и адресовать его надо именно туда.
Правда, ответить на вопрос было некому – областной департамент образования не принял участие в "круглом столе", хотя официальное приглашение ему было отправлено.
Чуть меньше времени участники мероприятия посвятили теме ЕГЭ. Прием абитуриентов закончился, а проблемы остались. ВлГУ принял в этом году 13 тысяч заявлений от выпускников. Но много – не значит хорошо.
– В этом году заявления можно было писать от души, хоть на все специальности, – сказал проректор ВлГУ Владимир Немонтов. – У ребят закончились экзамены, они расслабились и принялись играть в игру "напиши как можно больше заявлений". Но настораживает то, что редко кто из ребят идет на ту или иную специальность целенаправленно. Мы провели анкетирование и выяснили, что 80 процентам абитуриентов выбранная специальность ни о чем не говорит.
Ректор ВГГУ Виктор Малыгин считает, что у вуза должна быть альтернатива.
– Я думаю, что ЕГЭ как элемент проверки качества знаний учеников может быть сохранен при отработке тестов, но вузы должны получить право проводить свои собственные испытания по профилирующим дисциплинам. Сегодня мы взяли тех, кого абсолютно не знаем, и я уверен, что половина к нам попала просто случайно. Авторы системы предполагали, что ЕГЭ уничтожит коррупцию. Анализ показывает, что коррупция все же существует, только теперь на другом уровне, – сказал он.
Заместитель председателя избирательной комиссии Владимирской области Вадим Минаев в течение нескольких лет работал директором школы, преподавал историю. Вадим Александрович не поленился, скачал тест ЕГЭ по истории, прошел его и понял, что его бывшие ученики, доведись им сейчас сдавать ЕГЭ, экзамен бы провалили.
– Мы сейчас историю не изучаем, а проходим, – сказал он. – Тесты ЕГЭ сформированы не по историческому принципу, в них – голые факты. История предполагает расследование, установление причинно-следственных связей, а не просто знание дат и событий. Это касается и других гуманитарных предметов, – сказал Вадим Минаев.
По прогнозу Романа Евстифеева, ЕГЭ – это серьезно, но ненадолго. Пока решаются тактические задачи, стратегия будет формироваться позже.

Юлия ДЕНИСОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике