Владимир – град пречистой девы

28 августа - праздник Успения Богоматери. Для Владимира - это главный престольный праздник.

28 августа – праздник Успения Богоматери. Для Владимира – это главный престольный праздник.

В 1158-1160 гг. князем Андреем Боголюбским был построен кафедральный собор в честь Пречистой Девы. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV в. он является уже повсеместным. День кончины открыл Деве сам Господь. Апостолы были подняты на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Иисус Христос с ангелами и святыми явился встретить душу Богоматери. Согласно воле Пресвятой Девы, ее тело было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами родителей и Иосифа-обручника. На третий день, когда апостол Фома пришел ко гробу, тела Девы уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Вместе с тем, событием Успения Богоматери церковь учит верующих, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.
До революции 1917 года престольный праздник считался настоящим днем города. По обычаю, горожане стекались в Успенский собор для участия в богослужении, многие из них причащались. Главный храм Владимира всегда привлекал паломников, прибывавших в этот день из разных губерний страны. В Успенском соборе хранились многочисленные святыни, главные из которых – мощи святых князей (икона Владимирской Богоматери в 1395 году была увезена в Москву). Праздником Успения Пречистой завершался строгий двухнедельный пост. В городе начиналась бойкая торговля мясными и молочными продуктами, открывались трактиры, наступала свадебная пора.
Христиане прежних времен чтили Владимир и его главный храм не случайно: это место считалось святым. Известно, что Андрей Боголюбский избрал новую столицу Руси по прямому указанию Девы Марии, которая сама явилась князю во время молитвы пред ее иконой. После этого был написан первый русский чудотворный образ Боголюбской Матери Божией и воздвигнут на самой высокой точке города храм Успения – святая святых Владимирской земли. Русский человек отождествлял свою малую родину с Иерусалимом, последующее строительство церквей привязывалось к евангельским событиям и отражало "небесную топографию" града.
Жизнь в таком месте побуждала человека к благочестию, ко многому обязывала. Не случайно Владимир долго оставался городом священников, монахов, чиновников и купцов. В досоветское время здесь не строили заводов, предпочитали не заво-зить пролетариат.
Сегодня город рази-тельно изменился, о былых временах напоминают лишь белокаменные соборы, у которых толпятся преимущественно туристы, а не паломники. Владимир давно утратил столичный статус и является обычным губернским центром со всем набором увеселительных заведений. Но христиане верят, что заступничество Богородицы по-прежнему пребывает над этой землей. Как пример, приводят факты из истории: во время войны на город упали две авиабомбы и обе не разорвались, страшный смерч 1984-го натворил бед в соседних областях, но обошел Владимир стороной. Да и финансовый кризис тут проходит полегче… Городам ткачей и металлургов приходится выживать в буквальном смысле этого слова.
Конечно, можно найти разные объяснения, но, согласитесь, хорошо жить, когда чувствуешь над собою покров свыше.

Михаил Воронов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике