Олег Иванов: мне дорога патриотическая тема

Одним из гостей 36-го Фатьяновского праздника был народный артист России, композитор Олег Иванов. С ним побеседовал наш корреспондент.

Одним из гостей 36-го Фатьяновского праздника был народный артист России, композитор Олег Иванов.
С ним побеседовал наш корреспондент.

– Это мой второй приезд на этот праздник, – сказал Олег. – Я очень благодарен его организаторам и, конечно, главе Вязниковского района Евгению Михайловичу Виноградову за приглашение вновь участвовать в этом торжестве. Я только что вернулся из Сасова, где чтут замечательного композитора Александра Аверкина. Но ваш праздник – мощный, очень мощный; чувствуется, что фатьяновские традиции здесь чтут свято. И это прекрасно.

– Олег, вы – врач по профессии: почему же все-таки музыка?
– Почему музыка? (Задумавшись). Мои родители не смогли стать врачами, но их любовь к медицине мне привили с самого детства. С детства учился я и музыке. Правда, презирал гаммы и этюды, зато часами подбирал басы к любимым песенкам да еще отца разыгрывал, пользуясь тем, что он не обладал в области музыки особой эрудицией: "Папа, я вот новую пьеску разучил, Моцарт!". И играл, закусив губу. Потом: "Хорошо?" – спрашиваю. Папа отвечает, что хорошо. Я тогда прыскаю, бью в ладоши: "А ведь это я написал!".

– А свою первую песню помнишь?
– Первая песня? (Пауза). Для нее я слова сочинил сам. (Смеется). А настоящую поэзию начал открывать для себя только позже.
Показать свои песни профессионалам я решился не сразу… Обкатывал их в студенческом ансамбле, которым руководил все годы учебы. Но однажды зашел за кулисы к гастролировавшему в нашем городе со своим оркестром Олегу Лундстрему. Олег Леонидович более чем внимательно отнесся к моим сочинениям. В результате некоторые из них появились в репертуаре ансамбля, и с профессиональной сцены прозвучало: композитор Олег Иванов.

– И что это означало?
– То, что мне, в сущности, дан творческий аванс, который предстояло отрабатывать. Но на ином уровне. Отобранные Лундстремом песни погоду отечественной эстраде не сделали. Сделать ее помог случай. Точнее – сборник стихов поэта Александра Прокофьева. Листал его, читая одно стихотворение за другим. И невольно остановился на строках:
Я песней, как ветром,
Наполню страну,
О том, как товарищ
Пошел на войну:

То было нечто мое. Понимаешь? Впервые слова так естественно перешли в моем сознании в музыку, воедино слились с ней. Песня "Товарищ", написанная в считанные минуты, стала для меня этапной. И первой исполнительницей ее стала Аида Ведищева. Ее уже знали по песням Зацепина из кинофильмов "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука". Она звучала буквально во всех уголках страны – со сцен, на радио и ТВ.
С ней я победил на Всесоюзном конкурсе молодежной песни, проводимом ЦК комсомола и радиостанцией "Юность", где председателем жюри была Александра Пахмутова. "Господи! Какой молодой! Все еще впереди", – только и сказала она. Но это были слова признания.
Шел 1970 год. Впереди действительно предстояло еще многое сделать.

– Мы заговорили о Пахмутовой. Какова ее роль в твоей судьбе?
– Считаю Александру Николаевну в моей творческой судьбе поистине крестной мамой. Удивительно душевный человек и удивительная личность в музыке. Иногда при встречах на фестивале и конкурсах попросишь ее послушать новую песню. Сядешь за инструмент, исполнишь куплет, припев: И тут же она не выдерживает: занимает мое место за роялем и предлагает свою оркестровку на мою мелодию. В итоге получается музыка Олега Иванова (с улыбкой) в исполнении и развитии Александры Пахмутовой. Такие уроки незабываемы.

– В последнее время стало модно клеймить и поэтов, и композиторов, когда-то приверженных комсомольской тематике. А ты к тому же лауреат премии Ленинского комсомола:
– Согласен, упреки бывают, но отрекаться от своих песен не собираюсь. Мне дорога гражданская тематика и сейчас. А что здесь такого? Социальных заказов не выполнял, а потому стыдиться нечего. У меня "застойных" лет в творческой биографии не было.

– Олег, при создании песен ты ориентируешься на определенных исполнителей?
– Чаще всего – да. Учитываешь вокальные данные, манеру исполнения, умение держаться на сцене, зажечь зрителя. Да и как иначе? Я бы сравнил песню с микроспектаклем, главную роль в котором суждено сыграть отнюдь не каждому. Поэтому расчет на абстрактного исполнителя – не лучший вариант. Не секрет: случаются и осечки. Рассчитываешь порой, что та или иная ноша для певца предел, а он возьми и раскройся по-новому. Приходится вносить коррективы. Но это – обычный рабочий момент.

– Твои песни пели и поют самые популярные эстрадные певцы. Но есть, убежден, те, которые, исполнив песню, сделают ее популярной – шлягером.
– Конечно, есть. Ренат Ибрагимов! Я очень дорожу дружбой с ним. Это блестящий музыкант, певец с классическим образованием. Песня "Талая вода" в его исполнении (помнишь?) – это просто шедевр.
Или, скажем, Надежда Бабкина. Мою песню "Самовары-пряники", да и многие другие, она просто "вывела" в финал "Песни года" на ТВ, после чего я неоднократно становился финалистом этой популярнейшей в недавнем прошлом передачи.
Не могу не сказать о нашей давней дружбе с белорусским ВИА "Сябры"! Успех моей второй этапной песни (после "Товарища") "Олеся" связан только с ними и солистом Анатолием Ярмоленко. Дружба с этим коллективом оказалась плодотворной. Родились и пошли в народ "Печки-лавочки", "Завалинка", "Глухариная заря", "У криницы" и многое другие.

– Сегодня стало модным, что композиторы поют сами свои песни.
– И в этом нет ничего странного. Зрителю или слушателю всегда интересны общение с автором произведения, авторская интерпретация его. Считаю такие контакты полезными и для себя. И нередко выступаю как исполнитель. Лестно было, конечно, на одном из моих творческих вечеров в зале "Россия" услышать от Льва Лещенко: дескать, Олег, у тебя неплохо получается и следовало бы почаще выступать. Однако мое основное предназначение – композитор.
Сейчас, когда существуют рыночные отношения, многое изменилось. Певец заплатил композитору за песню – и каждый сам по себе. И появилось ощущение отчужденности. Вот и выхожу к зрителям, чтобы увидеть тех, для кого пишу.
И вязниковская Фатьяновская площадка – лучшее место для таких выступлений.

– Читателям нашей газеты было бы интересно узнать о твоей семье.
– Жена моя Лена по специальности экономист. Она окончила МГУ. Кстати, у Лены есть музыкальное образование (класс скрипки), и она очень тонко разбирается в музыке. Ее дружеские советы нередко помогают мне устранить огрехи в стадии работы над песней.
Наш сын Федор закончил восемь классов. Он учится в одной из престижных московских школ с углубленным изучением биологии и математики. Параллельно учится в музыкальной школе.
– Олег, спасибо тебе за интересную беседу, за твои песни, которые давно стали народными. Прими от многочисленных почитателей твоего таланта пожелания здоровья и новых творческих удач.
– До новых встреч на владимирской земле!

Михаил КОСТАКОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике