С двигателем Богомолова и тарантас полетит!

Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит легендарному Сергею Королеву. А сказана она в адрес нашего земляка, создавшего двигательные установки космических кораблей.

Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит легендарному Сергею Королеву. А сказана она в адрес нашего земляка, создавшего двигательные установки космических кораблей.

Деревенька Тараканово находилась в центре Алексинской волости Ковровского уезда. Волость издавна славилась различными ремеслами. Таракановцы специализировались на изготовлении экипажей – бричек, тарантасов, линеек, колясок и прочего гужевого транспорта. Пахнущие свежим деревом и лаком, эти прообразы нынешних авто расходились по всей Владимирской губернии, принося неплохой доход мастерам из крестьян. Секреты тарантасного промысла передавались в Тараканово из поколения в поколение. Среди тех, кто мечтал посвятить своего сына в добытые путем многолетней практики приемы выделки надежных, но легких кузовов, был и Николай Богомолов из старинного местного рода. Богомоловых в Тараканово насчитывалось едва ли не полдеревни. Однако в августе 1919-го, когда мастер ожидал рождения наследника, в России вовсю бушевала гражданская война:
Правда, Тараканово оказалось в стороне от братоубийственных сражений. Несмотря на то, что Советская власть к тому времени была установлена на территории всей Владимирской губернии, сына Богомоловых по старинке окрестили в приходском храме в честь святых Иоакима и Анны села Алексино и нарекли в честь святого сербского короля Владислава. Слава Богомолов, еще обучаясь в местной деревенской школе, освоил-таки мастерство выделки тарантасов, но на смену конным повозкам уже шли первые грузовики и трактора. Когда в окрестностях Тараканово появился первый "Фордзон" – трактор американской компании "Форд", который по лицензии выпускал питерский "Красный путиловец", мальчик зачарованно смотрел на такое чудо техники, а потом, когда "железные кони" стали уже более привычной реальностью, пропадал часами у колхозных механиков и в итоге изучил двигатель в совершенстве. Тогда этот движок казался Славе верхом совершенства:
После окончания деревенской школы смекалистый паренек отправился продолжать учебу в сельскую десятилетку. Однажды над алексинскими полями пролетел самолет. Мальчишки следили за крылатой птицей. С тех пор, как и почти вся молодежь той поры, Владислав "заболел" авиацией. В 18-летнем возрасте, в печально памятном 1937-м, крестьянский сын Богомолов стал студентом Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учеба в одном из ведущих столичных вузов давалась ему легко. Близился заветный день, когда студент Богомолов должен был получить диплом инженера. Но началась война:
Как специалиста с незаконченным высшим образованием Влади-слава Богомолова назначили на авиазавод в Химки, а потом направили в Новосибирск, где было налажено массовое производство военных самолетов. Так в суровые военные годы потенциальный инженер Богомолов состоялся в качестве конструктора-"двигателиста". Во многом именно наличие мощного и надежного двигателя определяло боевые качества военного самолета. Диплом инженера Владислав получил только в 1946-м – после Победы. По распределению Богомолов был назначен в конструкторское бюро Алексея Исаева, где в качестве ведущего конструктора создал жидкостный ракетный ускоритель для первых советских реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14. Эти самолеты, принятые на вооружение в 1950-е годы, стали основой стратегической авиации СССР.
С 1952-го В.Богомолов стал заместителем главного конструктора ОКБ-2 в подмосковном Калининграде, которому было поручено создание двигателей для новых советских зенитных ракет. Именно Владислав Николаевич отвечал за разработку двигателей для ракет КБ Грушина. В результате на свет появились ЗРК "Нева" и "Десна", которые не раз неприятно удивляли американцев и других потенциальных противников.
Именно С-75 "Десна" 1 мая 1960 года сбила американский самолет-шпион U-2 "Локхид" на высоте 21 километр в районе Свердловска. Летчик капитан Френсис Пауэрс попал в плен. А 27 октября 1962 года ракетчики уже при помощи "Десны" уничтожили второй после Пауэрса американский разведывательный самолет U-2, который фотографировал позиции советских войск в районе кубинского города Банес. Пилот майор Рудольф Андерсен погиб. Позже в июле 1965-го дивизион советских ракетчиков во Вьетнаме, используя ту же "Десну", за один день сбил сразу 3 новейших американских истребителя "Фантом" – это стало настоящим шоком для командования ВВС США.
Однако один из "отцов" грозных советских ракет к тому времени занимался совсем иным, куда более сложным делом. Еще в 1950-е генеральный конструктор Сергей Королев – легендарный основоположник практической космонавтики, уговорил Исаева и Богомолова заняться созданием двигательных установок для космических аппаратов. Владислав Николаевич возглавил "космическое" направление ОКБ-2. В частности, под его руководством в кратчайший срок была создана тормозная двигательная установка для космического корабля "Восток", причем при минимальных габаритах и весе. Говорят, что С.Королев, зная о "тарантасном" прошлом предков своего соратника, в шутку говаривал: "С двигателем Богомолова и тарантас полетит!"
Вскоре после полета Юрия Гагарина в июне 1961 года В.Богомолову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда – "за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос". Впрочем, этот указ Президиума Верховного Совета СССР на долгие годы остался секретным.
В 1971 году доктор технических наук профессор Владислав Богомолов возглавил КБ Химического машиностроения (так в целях секретности с 1967-го стало называться ОКБ-2). Собирательный образ Богомолова и Исаева был выведен в известном фильме "Укрощение огня" в роли Огнева, которую отменно сыграл будущий народный артист Игорь Горбачев.
Под руководством и при непосредственном участии В.Богомолова были созданы десятки двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги для всех направлений советской ракетной и космической техники. "Изделия" "фирмы Богомолова" с успехом использовались в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях. Это космические аппараты серий "Восток", "Восход", "Марс", "Венера", "Луна", "Зонд", "Союз", "Молния", "Космос", а также целые семейства отечественных баллистических и крылатых ракет.
Помимо звания Героя, главный конструктор Богомолов был отмечен множеством других высоких наград – тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя десятками медалей. Владиславу Николаевичу было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РФ, он стал лауреатом Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. "Талантливый инженер и конструктор с замечательными человеческими качествами, снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников предприятия и многих, кому посчастливилось общаться с ним", – так говорили современники и сослуживцы про нашего земляка.
В.Богомолов скончался в 1997-м в возрасте 77 лет в городе Королеве (так был переименован бывший Калининград). Вплоть до 1992 года он оставался в строю и продолжал работать. В Королеве в честь Героя названа одна из улиц, еще при жизни Владислав Николаевич стал почетным гражданином этого города.
В нынешнем году исполняется 90 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка, которым все мы по праву можем гордиться. А на старом сельском кладбище села Алексино до сих пор целы многочисленные памятники с фамилией Богомоловых – предков творца "сердца" гагаринского "Востока".

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике