Муромские мосты: мистика, история, перспектива

Мистика Для современников мост - функциональное сооружение. И все же наверняка каждый, кто хоть раз стоял на середине моста и смотрел вниз, испытывал волнующее чувство притяжения "бездны". Как...

Мистика
Для современников мост – функциональное сооружение. И все же наверняка каждый, кто хоть раз стоял на середине моста и смотрел вниз, испытывал волнующее чувство притяжения "бездны". Как говорят астрологи, это воздействие Змееносца, тринадцатого, самого загадочного знака зодиака, покровителя мостов.
С мостами связано много народных примет: как хороших, так и плохих. Например, если расстаться на мосту, то с этим человеком можно никогда больше не встретиться. А если в день свадьбы жених пронесет по нему свою любимую на руках, то пара обязательно будет счастлива.

История
История появления самого первого муромского моста уходит корнями в тысячелетнее прошлое. А вот самое первое инженерное сооружение железнодорожной переправы через Оку появилось всего век назад – в 1912 году. Он стал главным, самым значимым участком новой магистрали, соединившей Москву с Казанью и Екатеринбургом. Постройка окской линии велась два года под руководством главного инженера А. Фраловского. Основание моста возводилось кессонным методом.
Железо доставляли с другого берега с Липнянской верфи Кулебакского завода, из Коломны и Нижнего Новгорода. Открывался мост вместе с пешеходной линией, но с началом первой мировой войны она была закрыта. Железнодорожный мост через Оку – самый главный стратегический объект региона. Его оборона велась и во время подступа немцев к Москве, хотя до линии фронта были сотни километров.
В Муроме около двух десятков мостов и мостиков. До революции все они были деревянными, за их содержанием следили городские власти. Паняев мост (Московская застава), Большой у Окского сада, ведущий к Напольному кладбищу, – у каждого из этих и других мостов своя история.
Штабской мост хоть и расположен в старом центре города, но сегодня используется только по своему прямому назначению. По воспоминаниям Николая Андреевича Беспалова, в ту пору главного архитектора города, строительство этого моста началось после войны в 1948 году и велось методом народной стройки. В ней участвовал практически весь город. Мост был необходим и потому, что на другом берегу оврага началось строительство стадиона "Труд". После ввода в действие этого спортивного сооружения здесь стали проходить главные спортивные соревнования, концерты, другие массовые мероприятия, а от моста начинались праздничные демонстрации.
Есть в Муроме "подземный" мост. Он находится в самом оживленном месте, на пересечении улиц Московской, Куликова и Войкова, но о его существовании сегодня уже мало кто знает. Сначала здесь был небольшой мосток. Еще до революции зародилась идея более "выносливой" переправы через овраг. Только к 60-м годам прошлого века здесь появился капитальный мост. Но к тому времени из городской окраины район стал почти центральным. Берега оврага все больше соединялись, и вскоре мост исчез под дорожным полотном и стал подземным.
Еще один "пограничный" мост соединяет улицы Первомайскую и Комсомольскую. Здесь по окраине города проходил тракт, ведущий в Сибирь. По нему к местам заключения этапом шли преступники. По этому мосту в свое время везли Емельяна Пугачева на суд в Москву, а из столицы в Сибирь шли ссыльные декабристы. У оврага располагались дворы Языковского переулка – своеобразного муромского района "красных фонарей". Со временем место было застроено жилыми домами, а мостик стал лишь его украшением.
Есть в городе мост с незавидной судьбой. Он расположен в районе Выемки. Старый пешеходный мост устарел и требовал реконструкции. Кроме того, по новым требованиям эксплуатации железнодорожных линий, он должен был быть поднят на определенную высоту для прохода поездов. Несколько десятилетий назад рядом со старым построили новый мост – в несколько раз шире и красивее. Но старый мост не убрали, поэтому горожане, чтобы не подниматься и не спускаться по крутым ступеням, так и продолжают ходить по нему. А новый красавец мост так и стоит не одно десятилетие без дела.
Муром можно назвать столицей мостов уже потому, что здесь располагается единственный в центральном районе страны понтонно-мостовой полк. Два года назад на берегу Оки проходили общероссийские учения. Муромляне стали свидетелями того, как за два часа с одного берега на другой была возведена понтонная переправа. Прочность ее тут же была доказана – по переправе прошла колонна танков.

Перспектива
Если бы так же быстро, как у военных, строились и другие мостовые переходы, то проблем в стране, наверное, не было бы. Говоря о мостах Мурома, нельзя не сказать о самом главном – новом автомобильном через Оку. Его строительство началось три года назад и должно быть завершено уже этой осенью. Мостостроевцы исправно выполняют свои функции и могли бы выполнить поставленные задачи в срок. Вот только в их работу вмешался мировой кризис.
Степень готовности объекта – более 85%, но с начала года деньги поступают лишь из региональной казны. Пока ведутся переговоры о порядке финансирования средств из федерального бюджета. Вчера губернатор доложил журналистам о проведенной встрече с министром финансов, где речь шла о выделении региону дополнительных денег на строительство дорог, в том числе – муромского моста. Результат следует ждать через две недели.

Людмила КУЗНЕЦОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике