Муромские мосты: мистика, история, перспектива

Мистика
Для современников мост — функциональное сооружение. И все же наверняка каждый, кто хоть раз стоял на середине моста и смотрел вниз, испытывал волнующее чувство притяжения "бездны". Как говорят астрологи, это воздействие Змееносца, тринадцатого, самого загадочного знака зодиака, покровителя мостов.
С мостами связано много народных примет: как хороших, так и плохих. Например, если расстаться на мосту, то с этим человеком можно никогда больше не встретиться. А если в день свадьбы жених пронесет по нему свою любимую на руках, то пара обязательно будет счастлива.

История
История появления самого первого муромского моста уходит корнями в тысячелетнее прошлое. А вот самое первое инженерное сооружение железнодорожной переправы через Оку появилось всего век назад — в 1912 году. Он стал главным, самым значимым участком новой магистрали, соединившей Москву с Казанью и Екатеринбургом. Постройка окской линии велась два года под руководством главного инженера А. Фраловского. Основание моста возводилось кессонным методом.
Железо доставляли с другого берега с Липнянской верфи Кулебакского завода, из Коломны и Нижнего Новгорода. Открывался мост вместе с пешеходной линией, но с началом первой мировой войны она была закрыта. Железнодорожный мост через Оку — самый главный стратегический объект региона. Его оборона велась и во время подступа немцев к Москве, хотя до линии фронта были сотни километров.
В Муроме около двух десятков мостов и мостиков. До революции все они были деревянными, за их содержанием следили городские власти. Паняев мост (Московская застава), Большой у Окского сада, ведущий к Напольному кладбищу, — у каждого из этих и других мостов своя история.
Штабской мост хоть и расположен в старом центре города, но сегодня используется только по своему прямому назначению. По воспоминаниям Николая Андреевича Беспалова, в ту пору главного архитектора города, строительство этого моста началось после войны в 1948 году и велось методом народной стройки. В ней участвовал практически весь город. Мост был необходим и потому, что на другом берегу оврага началось строительство стадиона "Труд". После ввода в действие этого спортивного сооружения здесь стали проходить главные спортивные соревнования, концерты, другие массовые мероприятия, а от моста начинались праздничные демонстрации.
Есть в Муроме "подземный" мост. Он находится в самом оживленном месте, на пересечении улиц Московской, Куликова и Войкова, но о его существовании сегодня уже мало кто знает. Сначала здесь был небольшой мосток. Еще до революции зародилась идея более "выносливой" переправы через овраг. Только к 60-м годам прошлого века здесь появился капитальный мост. Но к тому времени из городской окраины район стал почти центральным. Берега оврага все больше соединялись, и вскоре мост исчез под дорожным полотном и стал подземным.
Еще один "пограничный" мост соединяет улицы Первомайскую и Комсомольскую. Здесь по окраине города проходил тракт, ведущий в Сибирь. По нему к местам заключения этапом шли преступники. По этому мосту в свое время везли Емельяна Пугачева на суд в Москву, а из столицы в Сибирь шли ссыльные декабристы. У оврага располагались дворы Языковского переулка — своеобразного муромского района "красных фонарей". Со временем место было застроено жилыми домами, а мостик стал лишь его украшением.
Есть в городе мост с незавидной судьбой. Он расположен в районе Выемки. Старый пешеходный мост устарел и требовал реконструкции. Кроме того, по новым требованиям эксплуатации железнодорожных линий, он должен был быть поднят на определенную высоту для прохода поездов. Несколько десятилетий назад рядом со старым построили новый мост — в несколько раз шире и красивее. Но старый мост не убрали, поэтому горожане, чтобы не подниматься и не спускаться по крутым ступеням, так и продолжают ходить по нему. А новый красавец мост так и стоит не одно десятилетие без дела.
Муром можно назвать столицей мостов уже потому, что здесь располагается единственный в центральном районе страны понтонно-мостовой полк. Два года назад на берегу Оки проходили общероссийские учения. Муромляне стали свидетелями того, как за два часа с одного берега на другой была возведена понтонная переправа. Прочность ее тут же была доказана — по переправе прошла колонна танков.

Перспектива
Если бы так же быстро, как у военных, строились и другие мостовые переходы, то проблем в стране, наверное, не было бы. Говоря о мостах Мурома, нельзя не сказать о самом главном — новом автомобильном через Оку. Его строительство началось три года назад и должно быть завершено уже этой осенью. Мостостроевцы исправно выполняют свои функции и могли бы выполнить поставленные задачи в срок. Вот только в их работу вмешался мировой кризис.
Степень готовности объекта — более 85%, но с начала года деньги поступают лишь из региональной казны. Пока ведутся переговоры о порядке финансирования средств из федерального бюджета. Вчера губернатор доложил журналистам о проведенной встрече с министром финансов, где речь шла о выделении региону дополнительных денег на строительство дорог, в том числе — муромского моста. Результат следует ждать через две недели.

Людмила КУЗНЕЦОВА

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Мосты наводят и разводят В Ковровском районе появился новый мост. Он деревянный и особой...
  2. Время разводить мосты? В поселке Красный Химик в Гусь-Хрустальном плавают мосты. Весной уплыл...
  3. Мост в Боголюбово готов принять пешеходов Вчера состоялась предварительная приемка пешеходного моста через железнодорожные пути в...
  4. Загородному дадут передышку Запланированный на нынешний год объем ремонтных работ моста через Клязьму...
  5. Знакомая история в женском варианте Два года назад Муром стал съемочной площадкой новой картины Аллы...
Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Отличный отдых на Мальдивах Полная технологическая цепочка - залог успеха предприятия Бесплатные онлайн автоматы

Комментарии запрещены.