Генерал Власов: с дьяволом против Сталина

Накануне Великой Победы из небытия вновь появляются на свет забытые легенды о "русских солдатах вермахта", об их "благородной миссии освобождения России от большевизма". Мифы не умирают сами по...

Накануне Великой Победы из небытия вновь появляются на свет забытые легенды о "русских солдатах вермахта", об их "благородной миссии освобождения России от большевизма". Мифы не умирают сами по себе, они живут в душах людей. Помните, в фильме "Семнадцать мгновений весны" Мюллер говорит: "Нынешнее поколение немцев нас проклянет, но пройдут годы, и там, где в чей-то персональный адрес снова раздастся "хайль", вот там мы будем нужны". А это тоже религия.

В современной Германии проблема не актуальна: за романтизацию гитлеризма там можно получить реальный тюремный срок. Зато в нашей стране – раздолье. Потихоньку, откуда ни возьмись, являются спонсоры проектов "возрождения национальной памяти". Месяц назад недалеко от Нижнего Новгорода появились благодетели: купили домик генерала Андрея Власова, чтобы приспособить его под мемориальный музей. Реакция не заставила себя долго ждать! Уж как обрадовались наши скинхеды, воспроизводя на своем интернет-сайте "Национал-социалистический портал Свободная Россия" распечатки репортажей государственного 5-го телеканала! Для них он (от себя добавили) – "самый знаменитый герой Родины в новейшей истории", сначала командовавший "сталинской бандой "Вторая ударная армия", а затем "героически сражавшийся с красной чумой".
А вот в Уфе переименовали улицу Фрунзе в улицу Ахмет-заки Валиди, который после нападения гитлеровской Германии на СССР предложил свои услуги Третьему рейху в области консультирования по вопросам тюркоязычных народов. Правда, немцы тогда решили обойтись без его услуг. И теперь по местному башкирскому телевидению гоняют сериалы о том, каким этот Ахмет-заки был великим деятелем башкирской государственности.
В прошлом году в Новочеркасске "новые казаки" попытались открыть памятник атаману Петру Краснову, который не только участвовал в Белом движении, но и с оружием в руках поддержал гитлеровцев.
Кстати, частные музеи никто у нас запретить не может. Скоро в стеклянном шкафу выставят мундир генерала Власова, на стенах развесят портреты солдат "Русской освободительной армии". Затеплят свечу в красном углу. Над входом повесят власовское знамя. Будет и лекторий, там ветераны РОА и их молодые подпевалы будут "вспоминать минувшие дни".
Почему эти, казалось, забытые тени прошлого вновь возвращаются к нам из небытия истории? Почему вновь и вновь они находят своих последователей в России?
У нас, действительно, очень страшное прошлое, и оно, как проклятие, которое не снято, висит над страной и народом. Этим проклятием являются ложь о российской истории, выдуманные герои и их антигерои. Полагаем, что без "великого вождя товарища Сталина" не случилось бы и генерала Власова – "освободителя России".
Судьба Андрея Власова является не только его личной трагедией и бедой его близких. Она – отражение всей нашей кровавой истории в ХХ столетии.
Власов родился в крестьянской семье, но в юности учился в духовной семинарии и, как Сталин, мог бы стать священником. Но в те годы эти заведения выпускали больше революционеров, чем служителей церкви. Гражданская война привела Власова в Красную армию, с которой тот связал свою жизнь. Он оказался талантливым военачальником. Советское правительство направило его в Китай, где он выполнял обязанности советника при армии Чан Кай Ши. Война застала Власова на Украине, его дивизия отличалась в боях за оборону Киева. Личное мужество и умелое руководство войсками он проявил, по признанию Г.Жукова, в сражениях за Москву. В 1942 году 2-я ударная армия генерала Власова была разбита и окружена немцами в боях под Волховом. Прославленный советский командарм попал в плен к гитлеровцам, с этого момента и начинается его путь сотрудничества с вермахтом.
В войне с СССР немецкие стратеги рассчитывали на появление "пятой колонны". Даже во Франции им удалось создать коллаборационистский режим генерала Петена (антифашисты называли его "Пютен", что значило – "шлюха"). Все предпосылки в России для этого были: трагедия раскулачивания крестьянства, ГУЛАГ, голодомор в Поволжье и на Украине, последствия гражданской войны и революции. Гитлеровцы надеялись, что миллионы репрессированных и их родственников, особенно те, кто оказался в зоне оккупации, поддержат вермахт в борьбе против Советского государства. Для этих целей и была создана "Русская освободительная армия" под командованием Власова.
Однако РОА практически не участвовала в боевых действиях на Восточном фронте. Только на исходе войны ей доверили оружие и использовали в борьбе с партизанами в Центральной Европе. Немцы опасались, что, узнав об их зверствах на территории СССР, власовцы могут изменить свое отношение к Гитлеру.
РОА часто путают с другим формированием, сотрудничавшим с вермахтом. Речь идет о "Русском корпусе" белогвардейского генерала Скородумова, который "отличился" в боях с югославскими партизанами Тито. В отличие от власовцев, белоказаки из остатков врангелевской армии никогда не давали присяги на верность СССР и, формально, изменниками не являлись. Хотя власовское движение и позиционировало себя как борцов с большевизмом, колоссальный моральный удар по нему нанес генерал Антон Деникин. Когда РОА обратилась к белому генералу с просьбой возглавить движение "за освобождение народов России", белогвардейский вождь ответил, что "с предателями Родины дело не имеет".
Среди тех, кто имел в отношении генерала Власова положительное мнение, особняком стоит имя русского священника Александра Киселева. После войны он написал книгу "Облик генерала Власова", изданную в США. Протоиерей Александр в 30-е годы прошлого века служил в таллинском соборе, где алтарничал еще мальчиком будущий патриарх Алексий (Редигер). Он и помог своему бывшему настоятелю в начале 90-х вернуться в Россию. Последние годы жизни о. Александр провел в Донском монастыре в Москве.
Автору этих строк довелось беседовать с этим незаурядным человеком, который в годы войны окормлял наших пленных в концлагерях: исповедовал, крестил, причащал, просто приносил еду и лекарства. Там он и познакомился с Власовым. В своей книге о. Александр пишет: "Власов производил сильное впечатление и своим внешним обликом. В нем светилась спокойная и покоряющая убежденность. Это была сила правды, сила выстраданного и познанного".
Оставим на совести отца протоиерея эти суждения. У них есть свое объяснение. Огромное количество русских эмигрантов просто не ведали о зверствах Гитлера в России, зато они хорошо знали, что такое большевизм. Именно так объясняли свое сочувствие германскому антикоммунизму иерархи РПЦЗ. Сейчас Зарубежная церковь является частью единой Русской православной церкви. Известно, что в ее рядах много не только потомков первой русской эмиграции, но и тех, кто служил в РОА. Русское зарубежье давно не едино. Эмигранты, проживавшие во Франции, были преимущественно антифашистами. Те, кто уехал в США и Латинскую Америку, чаще сотрудничали с фашистскими режимами. Среди русских, выброшенных на Запад революцией, многие предпочли забыть о гражданской войне, служить Богу и своему народу, отделяя его от безбожного правительства. Так поступила мать Мария (Скобцева), погибшая в немецком лагере и причисленная к лику святых Константинопольским патриархатом. В свое время один белогвардейский генерал сказал, что готов вместе с дьяволом идти против большевиков. В этом и заключается проклятие современной русской истории: с таким союзником любая дорога всегда приведет в ад.

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике